Какой сайлентблок лучше полиуретан или резина
Полиуретан или резина — какие сайлентблоки выбрать?
Элементы подвески автомобиля, эксплуатирующегося на дорогах стран бывшего СССР, испытывают значительные нагрузки и часто выходят из строя. Отсюда возникает спрос на детали повышенной надежности, способные долго служить в тяжелых условиях. В ответ производители запчастей начали выпускать для ходовой части новые изделия из полиуретана (ПУ), предлагая их ставить вместо традиционных резиновых втулок. Но отзывы пользователей настолько разнятся, что у автомобилистов при ремонте подвески возникает закономерный вопрос – какие сайлентблоки лучше – полиуретановые или резиновые. Чтобы сделать вывод, нужно подробнее рассмотреть и сравнить эти материалы.
Что такое сайлентблок и как он работает?
Для сравнительной оценки резины и ПУ важно понимать принцип действия элемента. Применяемый в подвеске автомобиля сайлентблок представляет собой «сухой» шарнир, состоящий из 3 частей:
- внутренняя стальная втулка с толстыми стенками;
- наружная металлическая оболочка;
- пространство между ними заполнено эластичным материалом (эластомером).
Примечание: Шарнир называется сухим, потому что функционирует без использования смазки.
Передние, а иногда и задние колеса машины крепятся к кузову посредством системы стойка – рычаг. Чтобы поглощать колебания от неровностей, последний должен поворачиваться на своей оси, что и обеспечивают сайлентблоки. Их внешняя оболочка запрессовывается в тело рычага, а внутренняя втулка надевается на ось и зажимается с обеих сторон гайками. То есть, металлические части шарнира намертво закреплены и не поворачиваются в процессе движения авто.
Благодаря такому способу крепления деталь выполняет 2 задачи:
- Основная – обеспечить движение рычага на оси без трения и всякой смазки. В этом и заключается принцип действия сайлентблока – наружная и внутренняя втулка способны поворачиваться друг относительно друга только за счет эластичности материала, вставленного между ними.
- Вторичная – смягчать и отражать мелкие удары по подвеске, чтобы они не передавались на руль. Здесь тоже главную роль играют свойства эластомера.
На данный момент для изготовления средней части шарнира используется полиуретан или резина, сделанная из синтетического каучука. Последняя надежно приваривается к металлическим частям элемента способом вулканизации. Эластомер, сделанный из ПУ, запрессовывается и защемляется между стальными оболочками, что не дает ему провернуться на втулке.
Плюсы и минусы материалов
Позитивные стороны резины, применяемой в сайлентблоках, известны давно и проверены многолетней практикой. Главное достоинство – эластичность и способность обеспечить большую амплитуду колебания рычагов, а это удлиняет ход подвески. Данное качество особенно ценно для внедорожников, чьи колеса не должны вывешиваться во время преодоления препятствий.
Другая особенность резинометаллических шарниров – мягкость, позволяющая изолировать кузов от мелких ударов и вибраций, что повышает комфорт для водителя и пассажиров.
К тому же перечисленные достоинства вы получаете за умеренную цену. В комплекте с ними идут следующие недостатки:
- со временем резина имеет свойство рассыхаться и трескаться;
- срок службы материала сокращается при контакте с нефтепродуктами и химическими реагентами (например, в зимний период);
- в процессе износа материал размягчается и поведение автомобиля на дороге становится «расхлябанным», наблюдается отклонение от прямой.
В противовес резине полиуретан не боится воздействия химикатов, нефтепродуктов и потому служит гораздо дольше. Этот искусственный полимер не вступает в реакцию с кислотами, щелочами и маслами, а также не меняет влажность с течением времени, то есть, не рассыхается. Полиуретан тверже резины, отчего подвеска с такими сайлентблоками становится жестче, а управляемость автомобиля – лучше.
Но здесь кроются и негативные стороны:
- Мелкие неровности дороги четче ощущаются на руле. Нагрузку от передающихся вибраций воспринимают элементы кузова, что сказывается на их сроке службы.
- Из-за меньшей эластичности полиуретан не в состоянии обеспечить длинный ход подвеске.
- При низкой температуре окружающей среды материал «дубеет» и трескается от нагрузок.
На практике автолюбителями отмечались случаи, когда из-за сильных морозов полиуретановые вставки проворачивались относительно металлических втулок, что вызывало появление скрипа.
Последний недостаток заключается в том, что по сравнению с резиной качественные полиуретановые сайлентблоки стоят в несколько раз дороже. Интересный факт: подобные детали встречаются только в Российской Федерации и других странах постсоветского пространства, причем продаются в качестве запчастей. Новые автомобили российских и зарубежных брендов по-прежнему оснащаются резинометаллическими шарнирами.
Выводы и рекомендации
Хотя полиуретановые сайлентблоки позиционируются производителями как новые и высокотехнологичные изделия, к их применению есть несколько предостережений. В то же время резиновые шарниры допустимо эксплуатировать в любых условиях и на машинах различных классов без ограничений. Если вы сомневаетесь, что лучше выбрать – традиционную резину либо полиуретан, воспользуйтесь следующими рекомендациями:
- Сайлентблоки с эластомером из ПУ хорошо послужат на легковых авто с короткими ходами подвески, эксплуатируемых в черте города и на ровных дорожных покрытиях.
- Жителям северных регионов, где трескучие морозы не редкость, лучше покупать резинометаллические изделия, хотя их придется менять чаще.
- Не стоит устанавливать полиуретановые шарниры на автомобили с большими ходами подвески – кроссоверы и внедорожники, особенно при езде по плохим дорогам. Эластичности материала может не хватить для поворота рычагов, вставка провернется на втулке и начнет скрипеть.
Покупая сайлентблоки, не забывайте о подделках, нередко встречающихся в торговой сети. Не пытайтесь сэкономить на запчастях, чтобы не получить некачественные изделия, которые «проживут» 3-5 тыс. км. Рекомендация одинаково относится к резинометаллическим и полиуретановым шарнирам.
Что лучше: полиуретановые или резиновые сайлентблоки? Сравниваем плюсы и минусы тех и других
Однако прогресс не стоит на месте, и в последнее время стали набирать популярность аналоги классических резиновых сайлентблоков — полиуретановые сайлентблоки, которые, как и все новое приняли неоднозначно, в результате автомобилисты разделились на два “табора” тех, кто “за” полиуретан и те, кто “против” полиуретановых сайлентблоков.
В этой статье я расскажу о “плюсах и минусах” полиуретановых сайлентблоков для того, чтобы вы, дорогие читатели Вопрос Авто, смогли для себя решить, что лучше – резиновые или полиуретановые сайлентблоки.
Несколько слово о том, откуда появились эти полиуретановые аналоги. На мой взгляд устанавливать полиуретан вместо резиновых “сайлентов” придумали именно в России, потому что именно “у нас” обычная резина не выдерживает таких нагрузок и приходит в негодность в два раз быстрее, чем положено. Цена оригинальных сайлентблоков довольно высока, а если речь идет об иномарках, то и вовсе порою заоблачна. В то время как полиуретановый сайлентблок более прочен и способен выдерживать повышенные нагрузки, следовательно, и прослужит он дольше, в итоге реальная экономия на лицо. Но почему же тогда возникает вопрос: “Что лучше: полиуретановые сайлентблоки или резиновые?“, если на первый взгляд все очевидно и полиуретан выглядит более привлекательно с финансовой точки зрения? Дело в том, что за стойкость и выносливость полиуретана приходится платить комфортом, это, к слову, и есть одна из главных причин, по которой сайлентблоки из полиуретана многие автомобилисты не любят. Полиуретановые “сайленты” делают подвеску более жесткой, и если ваш автомобиль и до этого “козлил”, то после установки полиуретановых втулок вы по-настоящему прочувствуете всю “прелесть” российского бездорожья. Короче говоря, “пятая” точка будет страдать постоянно, комфорта никакого не будет. Получше дела обстоят с “мягкими” комфортабельными автомобилями “бизнес-класса”, которые отличаются мягкой подвеской. На этих авто полиуретановые сайлентблоки будут чувствоваться не так четко.
Плюсы полиуретановых сайлентблоков:
- Повышенная стойкость к высоким нагрузкам;
- Делает подвеску более собранной и жесткой. В некоторых случаях это качество играет на пользу, улучшая управляемость и маневренность машины;
- Увеличенный срок службы по сравнению с резиновыми собратьями;
- Стойкий к температурным перепадам. В отличии от резиновых сайлентблоков, которые “боятся” холода или перегрева, полиуретан не трескается на морозе и не рассыхается от жары;
- Благодаря искусственному происхождению, полиуретан обладает стойкостью к агрессивной среде и не боится реагентов, нефтепродуктов и прочих вредителей, которые разрушают резину.
Минусы полиуретановых сайлентблоков:
- Жесткость. Как я уже говорил, не во всех случаях и не на всех автомобилях жесткая подвеска — это хорошо. В большинстве случаев дополнительная жесткость вызывает лишь дискомфорт и желание заменить полиуретан на резину обратно;
- Повышенная жесткость, которая не смягчает удары, негативно сказывается на кузовных деталях, амортизаторах, а также ходовой части в целом. Некоторые автомобилисты утверждают, что после установки полиуретановых “сайлентов” амортизаторы потекли, также есть те, кто утверждает, что после перехода на полиуретан отрывалось нижнее крепление стойки. Верить или нет — личное дело каждого, однако, как вы знаете, не бывает дыма без огня;
- Скручивание недопустимо. Полиуретан довольно прочный материал и способен выдержать высокие нагрузки, однако есть у него слабые стороны — например, скручивание, от которого сайлентблоки очень быстро выходят из строя;
- Стоимость полиуретановых сайлентблоков в 4-5 раз выше стоимости резиновых аналогов, при этом вы получаете не оригинальные запчасти, срок службы которых под большим вопросом, если учитывать вышесказанное.
Подведем итоги
Мое личное мнение, полиуретан имеет право на жизнь и возможно действительно более вынослив по сравнению с резиной, однако это не значит, что вам сегодня же необходимо срочно все бросить и заменить резиновые втулки полиуретановыми. Нет! Лично я бы рекомендовал устанавливать альтернативные сайленты тем, кто живет в районах с очень плохими дорогами, вдали от больших городов где хоть как-то эти дороги латают. Также в вопросе: «Что лучше: полиуретановые или резиновые сайлентблоки” первые можно рекомендовать тем, чей автомобиль может похвастаться мягкой подвеской и местами уж слишком мягкой, которую не испортят более жесткие заменители.
Если же ваш автомобиль не отличается особой комфортностью и мягкостью ходовой, а в семейном бюджете нет лишних денег, я бы не рекомендовал вам полиуретановые сайлентблоки. Устанавливая их, езда может стать невыносимой, может возникнуть нагрузка на другие узлы ходовой, к тому же в разы увеличатся расходы на запчасти. И это при том, что, еще раз повторяю, не факт, что эти более жесткие аналоги прослужат дольше оригинальных сайлентблоков.
Какие сайлентблоки лучше полиуретановые или резиновые
При торможении, при разгоне, при резких перестановках и даже в штатных ситуациях, очень важно иметь уверенность в чёткой управляемости автомобиля. Приёмистость двигателя и стопроцентная надёжность тормозной системы — это далеко не все. Очень важно быть уверенным в надёжности подвески, которая служит не только для комфорта, но и для безопасности в том числе. Любая мелочь может повлечь за собой непоправимые последствия и одна из таких важных мелочей — обычный сайлент-блок.
Как правильно ездить по ямам
Ничего особенного. Обычная резино-металлическая втулка, но как много от неё зависит. Штатный сайлент-блок хорошего качества способен отработать до сотни тысяч километров, если он выбран правильно и водитель учитывает его особенности при вождении. Грамотное прохождение неровностей очень продлевает жизнь элементам подвески.
Когда подвеска распущена и полностью гасит неровности, тогда и нагрузка на её элементы минимальна. А для этого нужно приучить себя даже в том случае, когда мы прозевали ямку, не осаживать автомобиль, а перед самой неровностью отпустить педаль тормоза, тем самым помогая отработать рельеф без ущерба для подвески и кузова. Если же в привычку вошло торможение непосредственно на неровностях, резиновые элементы подвески в первую очередь выходят из строя.
Зачем нужен сайлент-блок
Сайлент блок, как и любая резиновая втулка, предназначен в первую очередь для гашения вибраций и поглощения ударов, которые могут привести к разрушению рычагов передней или задней подвески, амортизаторов, шаровых опор, реактивных тяг и деформации стабилизаторов поперечной устойчивости. В каждом из этих элементов неизменно присутствует сайлент-блок.
Деталь работает на кручение, причём в зависимости от материала, угол проворота внутренней втулки по отношению к внешней может быть разным. В среднем, сайлент блок может обеспечивать поворот на 23-25 градусов. С конвейера на большинство автомобилей устанавливают сайлент-блоки из технической резины по стандарту схожей с отечественной ИТП-1357. Тем не менее последних семь-десять лет стали популярны полиуретановые втулки, отбойники и сайлент блоки. Для наглядности мы привели таблицу и исходя из её данных, полученных путём лабораторных исследований обоих материалов, можно делать предварительный вывод о том, какие сайлентблоки лучше полиуретановые или резиновые. Но не все так однозначно. Сейчас разберёмся.
Преимущества и цена
На основе только этих двух таблиц, казалось бы, можно делать смелый вывод о том, что полиуретан однозначно впереди резины, если не учитывать его тройную стоимость по отношению все к той же резине ИТП 1357. К примеру, комплект полиуретановых сайлентблоков для классических ВАЗ на стабилизатор поперечной устойчивости стоит не менее тысячи рублей, а на крепление рычагов передней подвески для Нивы цена комплекта будет от 1400 рублей. То есть — дороговато.
Но и здесь не все так просто, поскольку полиуретан, двухкомпонетный эластомер, имеет ряд преимуществ перед резиной:
- Высокая степень стойкости к механическим нагрузкам.
- Стойкость к агрессивным жидкостям и газам, которых в автомобиле достаточно.
- Стойкость к высоким и низким температурам, причём полиуретан не меняет характеристик от — 45 до +85 градусов, чего не скажешь о резине.
- Это приводит к длительному ресурсу втулок, сайлентблоков и отбойников из полиуретана, практически в три раза превышающим ресурс резины.
- Устойчивость в определённых пределах к деформации, стойкость к истиранию.
Признаки изношенных сайлентблоков
Многие производители полиуретановых сайлентблоков не так скромны, как мы и говорят о пятикратном ресурсе изделий против резиновых. Но есть один момент, с которым поспорить трудно. В полиуретановых сайлент-блоках отсутствует эффект усадки и, как следствие, геометрия подвески не меняется на протяжение всего периода эксплуатации детали. А ведь это и есть основная беда всей резинотехнической массы в подвеске. Вспомните причины, по которым мы считаем, что втулки своё отслужили и когда пора менять сайлентблоки:
- стук и скрежет в подвеске даже при незначительных нагрузках и малых амплитудах колебания;
- увод автомобиля в сторону при торможении;
- рыскание по дороге, отсутствие курсовой устойчивости;
- потеря поперечной устойчивости;
- металлический стук при отрабатывании неровностей;
- повышенный износ покрышек;
- неправильный угол развала-схождения и невозможность его установки.
Жесткость или комфорт
Все это говорит, конечно, не только о неработоспособности сайлент-блоков, а об изменении в геометрии подвески, но проверить это можно элементарно. При визуальном осмотре детали на её поверхности не должно быть разрывов, вздутий и трещин. Независимо от того, какой фирмы сайлентблоки, для каждого водителя полиуретан может принести разные ощущения. Кому-то он покажется жёстче в ходу, кто-то отметит выросшую остроту в управлении и стабильность при прохождении поворотов, а для кого-то это не имеет никакого значения, главное — мягкая подвеска и комфорт.
Какие лучше на рычаги передней подвески, какие на реактивные тяги задней, какие подушки стабилизатора или втулки амортизатора — это зависит только от требований водителя к управляемости и мягкости подвески. Но когда стоит задача повысить ресурс ходовой в несколько раз, лучше полиуретана едва ли что-то можно посоветовать. Но в любом случае, подвеску нужно беречь, поскольку это не только комфорт, но и безопасность. Комфортных и безопасных всем дорог!
Какие сайлентблоки лучше, резиновые или полиуретановые? Наше сравнение
Понятное, что как у любой запчасти, у этих немаловажных деталей, выполненных из различных по составу материалов, имеются свои плюсы и минусы. Давайте рассмотрим данный вопрос поподробнее.
Содержание
Старая добрая резина
Конструкционно данные узлы представляют собою шарнирно-втулочную систему, разъединенную прокладкой. Традиционно она выполнена из особого вида резины, жесткой и прочной. Сама прокладка компенсирует механические и другие воздействия при функционировании узла, играет роль смягчения и защиты. Среди довольно длинного списка того, от чего деталь призвана защищать: ударные и крутильные колебания, изломы – как угловые, так и продольные, радиальные и осевые усилия. Попросту говоря – те потрясения, которые уготованы металлическим частям ходовки.
Обычно подвески авто и так функционируют в достаточно сложных условиях. А если добавить сюда же и температурные воздействия, и состояние отечественных дорог, и попадание на узел дорожных разъедающих химреактивов в зимнее время, то можно сделать вывод, что защита должна быть весьма и весьма серьезной. Ее-то и привыкли обеспечивать резиновыми фрагментами, обычно рассчитанными на 50 тысяч пробега (но, как правило, меняются раньше, так как указанного километража не выхаживают в суровых российских условиях).
Полиуретан
С относительно малой долговечностью и стойкостью резиновых сайлентов, наверное, и был связан поиск альтернатив. Так на горизонте возник полиуретан, как искусственный материал, обладающий, безусловно, некоторыми прекрасными качествами.
- Более высокая твердость (в сравнении с резиной). С одной стороны это – очень хорошо в контексте продления ресурса запчасти, а с другой – это делает подвеску более жесткой и чувствительной к неровностям дороги;
- Прочность и низкая степень истирания. Теоретически, этот материал гораздо более долговечнее резины, а, следовательно, и служить должен гораздо дольше без замен;
Мнения критиков
Конечно же, разработчики активно нахваливают и рекламируют свою продукцию, обещая многие лета жизни запчастей и отсутствие необходимости ремонтов, если установил полиуретановые сайленты. Но не все выглядит так гладко, как описывается. По мнению многих водителей, явной удачей данное ноу-хау назвать затруднительно. И вот почему.
- Твердость искусственного материала и его пресловутая прочность дают прямым образом вытекающую отсюда жесткость подвески;
- Практически все бугорки и ямки ощущаются пятыми точками водителя и пассажиров автомобиля. Поэтому те автолюбители, что привыкли к комфорту и мягкости езды, поставив полиуретан, так и не могут к нему привыкнуть и меняют все назад. А после подобные нововведения воспринимают крайне негативно;
- Полиуретан хорош и прочен на сжатие/растяжение. Скручивание – не его стихия. Оно разрушает материал довольно быстро. А ходовая в автомобиле как раз испытывает такого рода нагрузки достаточно часто. Соответственно, слухи о его повышенной прочности и долговечности некоторым кажутся сильно преувеличенными;
- Один из главных вопросов для водителей, привыкших экономить и просчитывать каждую копейку – стоимость полиуретановых сайлентов. Он выше резиновых в 4-5 раз. Но твердой уверенности, что запчасти прослужат гораздо дольше обычных – нет. Поэтому рачительный хозяин редко приобретает полиуретан, разве что, подвергшись рекламы.
К тому же, в вопросе, сайлентблоки лучше: резиновые или полиуретановые, следует учитывать и так называемый «отечественный» фактор. Все дело в том, что данные ноу-хау имеют довольно низкую устойчивость к морозам. А они-то вы сами знаете какие бывают в средней полосе России или в Сибири, к примеру. А полиуретан уже при -20°C делается очень твердым и довольно хрупким. Поэтому становятся возможны разрывы и трещины в сильный мороз.
Лучшие производители сайлентблоков
Сайлентблок в подвеске автомобиля разработан для решения сразу нескольких задач. Речь идет о резинотехнической детали, которая необходима для подвижности нескольких соединений из металла с защитой сопряжения. Благодаря этому она позволяет компенсировать тряску, вибрации от плохого качества дорог, гарантируя комфорт для водителя и его пассажиров. На рынке можно видеть азиатские, российские, европейские детали, а лучшие производители сайлентблоков поможет определить экспертный рейтинг 2020 года. Обзор каждой фирмы с плюсами, минусами, отзывами покупателей подскажет, какой вариант однозначно стоит купить. На рассмотрении будут 2 категории – зарубежные, российские бренды.
Сайлентблок какой фирмы лучше выбрать
Разные ценовые предложения, широкий ассортимент, новые марки в интернет-магазинах существенно затрудняют выбор покупателям. Одни предпочитают доверять европейским маркам, другим по душе отечественные, адаптированные под российские дороги и машины детали. Какой производитель сайлентблоков лучше подскажет рейтинг экспертов, основанный на опыте специалистов, отзывах автовладельцев. В список попали:
- Hyundai – автомобилестроительная крупная компания из Южной Кореи, основанная в 1967 году. Сегодня это четвертый в рейтинге крупнейший производитель автомобилей, сопутствующих товаров. Успех был получен при контракте производства лицензионных машин с Ford. Множество линеек товаров сегодня пользуются высоким спросом во всех странах.
- Formpart – турецкая фирма, основанная в 1992 году. Ее деятельность направлена на выпуск качественных автозапчастей, которые быстро вышли на международный рынок. Последний каталог накопил в себе свыше 10 000 наименований разных деталей, аксессуаров.
- RTS – испанский производитель, хорошо известный в Европе. Ежегодно производство выпускает более 16 миллионов деталей, комплектующих для автомобилей разных марок. Заводы полностью сертифицированы по стандарту ISO9000, что позволяет поставлять продукцию в Америку, Азию, разные страны Европы.
- Febi – полное название FERDINAND BILSTEIN JR. Компания основана в 1818 году в Германии. В настоящее время имеет в своей производственной программе свыше 9000 наименований деталей для машин. В ходе их создания бренд опирается на стандарты лучших производителей автомобилей.
- Febest – немецкая компания, основанная в 1999 году. Ее маркетинговый путь – создание автозапчастей, комплектующих преимущественно для корейских, азиатских машин. В 2007 году была выпущена новая линейка товаров, адаптированная под российских водителей.
- Lemforder – достаточно известный производитель из Германии. На российском рынке проявил себя, как гарант качества, адекватных расценок, надежности. Основное направление производства – автозапчасти для разных машин.
- Swag – полное название Swag Autoteile GmbH. Это немецкий бренд, основанный в 1954 году. Запчасти для машин разного класса соответствуют международным требованиям качества. Это не только легковые машины, но и спецтранспорт.
- Полиуретан – компания, основанная в Новосибирске. Она выпускает разные изделия из морозостойкого полиуретана, в том числе и детали для спецтехники, легковушек, мототехники, снегоходов. Ежегодно выпускается свыше 300 новинок согласно новым запросам покупателей.
- Точка опоры – торговая марка, принадлежащая российской компании ООО «Центр Ремонтных Технологий» города Владивосток. Под таким именем выпускаются в продажу детали из качественного полиуретана для подвески машин. Специалисты делают ставку на прогрессивные технологии, новые методы производства.
- БелМаг — научно-производственное объединение России, основанное в Магнитогорске в 1996 году. Сегодня оно занимается выпуском шаровых шарниров, другие запчастей для машин, грузового и специализированного транспорта.
- Приорат – отечественная компания, основанная в Санкт-Петербурге в 2004 году. Одно из самых главных областей деятельности — продвижение отечественной рессорно-пружинной продукции и других резинотехнических деталей.
Рейтинг производителей сайлентблоков
Чтобы понимать, по каким критериям были отобраны в топ список лучшие производители сайлентблоков, стоит понимать принцип выбора таких деталей. Помимо соотношения цены и качества определить лидеров помогли реальные отзывы специалистов, автовладельцев. Также в учет брались технические, эксплуатационные характеристики изделий:
- Состав — разборные и неразборные конструкции, втулка, натяг или вулканизация;
- Сырье, материалы – каучук, полиуретан;
- Размеры – длина, наружный и внутренний диаметр;
- Срок службы – менее или более 100 тысяч км пробега;
- Нюансы монтажа – ремонтопригодность, простая замена.
Репутация компании, уровень качества продукции, соответствие автозапчастей современным запросам водителей и производителей автомобилей, все это также учитывалось в ходе создания рейтинга. В итоге обзор представил лучшие зарубежные и отечественные компании с сайлентблоками.
Полиуретановые сайлентблоки. Плюсы и минусы
Скрипы, стуки и люфты в подвеске любого автомобиля совершенно нежелательны. Кроме того, неисправности такого характера влияют на управляемость, износ резины, комфорт передвижения. Когда приходит время ремонта и обслуживания подвески, приходится менять практически все резино-металлические и резиновые детали. Часто их заменяют полиуретановыми аналогами. Многие после этого разочарованы, многие в восторге. Кто прав, постараемся разобраться прямо сейчас.
Резиновые или полиуретановые?
Резино-металлическая втулка, сайлентблок, применяется для демпфирования колебаний, вибраций и шума, при этом он обеспечивает необходимый угол перемещения рычага или реактивной тяги, в которой установлен. Резиновые втулки в амортизаторах, стабилизаторах поперечной устойчивости, прокладки и демпферы, отбойники также изготовлены из однотипной технической резины, причём и на отечественных автомобилях, и на импортных. Многие владельцы, начитавшись рекламы и заказных статей, спешат тут же заменить все резиновые детали, в том числе и на полиуретановые сайлентблоки Плюсы и минусы такой замены очевидны.
Перед тем как заменить резиновые сайлентблоки на полиуретановые, необходимо изучить матчасть, а только потом, если характеристики детали устроят, устанавливать её в подвеску. На самом деле, все очень просто. Нужно хотя бы знать что такое полиуретан и какие у него свойства, тогда и вопросы к нему отпадут автоматически.
Свойства и особенности
Полиуретан — синтетический эластомер, многокомпонентный полимерный материал с регулируемыми во время производства свойствами. Это значит, что при производстве полиуретановой детали ей можно придать точно такие же характеристики, как и у резиновой, но можно их изменить в ту или иную сторону. Полиуретан в принципе может предложить кучу уникальных характеристик, которые будут кстати не только в автомобиле:
он не боится агрессивных сред, стоек и дорожным реагентам, маслу, бензину, растворителям;
полиуретаны могут не терять свойств при температуре от -60 до +80⁰С;
допустим краткосрочный (около 20 часов) нагрев до +120⁰С;
материал практически не подвержен старению;
не подвержен абразивному износу;
не меняет свойств под УФ-лучами, стоек к морской воде;
не растрескивается и не расслаивается.
Судя по приведённым свойствам, прекрасный заменитель резине. Вот его подробные технические характеристики.
Почему сайлентблоки цветные
Самое полезное качество материала заключается в том, что его можно программировать. Именно это и не учитывают те владельцы, которые бездумно устанавливают полиуретановые втулки и сайлентблоки, а потом жалуются на жёсткость и скрипы. В таблице чётко сказано, что твёрдость резины практически неизменна, а полиуретан может быть как вдвое мягче её (40 единиц по Шнору), так и вдвое жёстче (до 100 единиц).
Для того чтобы отличать более жёсткие детали от более мягких, правильные производители окрашивают материал в разные цвета — оранжевый, жёлтый, красный, синий, зелёный, чёрный. Ещё раз заметим — не для красоты, а для обозначения твёрдости. К сожалению, об этом не всегда знают даже продавцы сайлентблоков и втулок, поэтому и возникают претензии к материалу. Кстати, очень многие компании, которые занимаются производством полиуретановых сайлентблоков и втулок, изготовят деталь необходимой твёрдости на заказ, что ещё больше адаптирует подвеску к стилю езды и требованиям к комфорту. Словом, основные претензии к полиуретановым сайлентблокам, жёсткость и скрип, могут быть сняты в два счета, если подобрать деталь правильно по твёрдости.
Почему полиуретан не ставят на конвейере
Если полиуретан такой хороший, почему его не устанавливают на серийные автомобили, спросит автолюбитель и будет совершенно прав. Для автозавода этот материал просто невыгоден. Сырье для производства полиуретана стоит в 10 раз дороже сырья для резины, а ресурс полиуретановой детали выше резиновой в десятки раз. При этом цена нового автомобиля с такой подвеской значительно бы выросла, а предприятий, готовых выпускать полиуретановые аналоги резиновым деталям подвески огромными тиражами, нет. Нет по той причине, что производственный цикл от сырья до готовой детали выше резины в 85 раз.
Кроме того, в процессе кастомизации подвески, можно подобрать полиуретан не только по твёрдости, но и по конструкции. К примеру, многие производители продают сайлентблоки различной твёрдости как с наружной металлической обоймой, так и без неё, как с приваренной внутренней втулкой, так и с запрессованной. Едва ли кто-то задумывался о разнице между ними, не правда ли? Но разница есть. Благодаря тому что материал практически не истирается, появилась возможность исключить из конструкции сайлентблока внешнюю втулку, что значительно облегчает монтаж и замену своими руками, а также исключает возможные скрипы.
Выбрав правильные сайлентблоки из полиуретана, можно надолго забыть о ремонте подвески, но выбирать их нужно очень тщательно. Бесшумной всем подвески и ровных дорог!