Как сделать дхо из светодиодной ленты
Установка светодиодной ленты (светодиодных дневных ходовых огней) на авто
В очередной раз возникла необходимость в установке дневных ходовых огней на машину. Жечь лампы ближнего света в целом не выгодно. Сами лампы дорогие, менять их накладно, при включенных лампах расходуется больше топлива и прочее-прочее. Решил себе поставить, как и многие, модные дневные ходовые огни со светодиодами.
В целом, задумка чем хороша: светодиоды работают гораздо дольше (имеется ввиду срок службы больше чем у ламп накаливания), легко монтируются, не требуют установки реле (как например, любые лампы накаливания в противотуманки), не требуют отдельной кнопки, не нужно чего-то снимать из элементов автомобиля. Они обычно крепятся на двойной скотч, так как сама по себе конструкция легкая и не требует болтового соединения. Или крепятся они на болтовое соединение, ниже покажу как.
Самая большая проблема светодиодных элементов заключается в их производителях. Если мы, скажем, захотим поставить это
Или это
То будет необходимо все доработать вручную. Все дело в том, что китайцы тоже не любят делать товары высокого качества за низкую цену (за дорого сделают легко). Посидев некоторое время на сайтах и форумах с отзывами об их замечательных светодиодных огнях понял, что самая большая их проблема в отсутствии гидроизоляции. В основном люди пишут: «Хорошо светят, но после первой мойки перестали работать», или «неплохие, но после первого дождя они погасли навсегда». Вывод тут один: недостаточная гидроизоляция. Исходя из этого, нужно будет все вручную переделать. Как? Об этом и будет статья.
Итак, сначала выбираем что будем ставить. На сайте алиэкспресс этого добра навалом. Хотя, в автомагазинах в последнее время тоже ассортимент дневных ходовых огней существенно расширился, особенно когда гаишники разрешили использовать их вместо фар ближнего света. Выбирая DRL (daytime running light – дневные ходовые огни от англицкого, назовем ее ДРЛ) обратите внимание, чтобы они сочетались с дизайном вашего авто. И есть ли возможность их установки. Например, если у вас есть противотуманные фары и вы используете их в качестве дневных ходовых огней но все равно хотите добавить светодиодные элементы, то можно выбрать вот такую, гнущуюся ленту со светодиодами, которая устанавливается на саму фару.
Хорошо, что устанавливать выбрали. Теперь нужно выбрать где установить. На самом деле, это самое сложное, так как зачастую, производители и дизайнеры не позволяют это сделать, установив на машину бампер, боковые части которого расположены под углом 45 градусов. Можно сделать следующее, скопируйте картинку с сайта продавца дневных ходовых огней и в фотошопе приклейте к своей машине, вот примерно так и посмотрите, что получится.
Нравится? Тогда смело устанавливайте. Когда ваша посылка придет из Китая, и если ваши лампы не подойдут по дизайну, обратно отправлять их будет геморно.
Хорошо, что и где устанавливать определились, теперь начинается творческая работа. Нам нужно самостоятельно доработать наши огни ДРЛ, чтобы они долго работали. Для этого нам понадобится: акриловый лак (матовый-глянцевый, любой), отвертка плоская, шило, шуруповерт со сверлом (чтобы сделать отверстие в бампере), примерно 4 метра провода для колонок (можно любой, какой есть под рукой), стальная проволока примерно 1 метр, немного двойного скотча, паяльник (припой+канифоль), клей момент водостойкий, влажные салфетки, канцелярский нож, кисточка.
В общем, я выбрал вот такие дневные ходовые огни для установки.
Просто по дизайну они мне больше подходят.
При внимательном изучении изоляции выясняется, что провода повреждены, даже плюсовой провод. Теперь понятно, почему у людей негатив. Итак, мы открываем корпус этих ДРЛ (отгибаем отверткой ушки корпуса и снимаем), выясняется, что места, куда припаиваются провода тоже не гидроизолированы. Сами провода тонкие, от вибрации рано или поздно все равно отвалятся. Что мы делаем. Берем паяльник, нагреваем припой и отделяем старые провода.
После этого отмеряем примерно 1-1,5-метровый провод и припаиваем новые провода. И так у каждой DRL лампы.
Потом, когда припаяли провода (черный провод к “-“, черно-красный провод к “+”), берем акриловый лак и тщательно промазываем кисточкой все щели и главное все провода, на которые может попасть влага. Сначала это делаем на самой плате, а потом когда установили корпус, сверху тоже проходимся несколькими слоями этого лака. Чем больше слоев будет, тем лучше.
Я сделал слоев 5-6 и потом опустил работающую лампу в воду, после чего она продолжила работать как ни в чем не бывало. Это и будет лучшим подтверждением, что вы все сделали правильно.
Когда у вас просохнет последний слой лака, можно устанавливать. Место для установки нужно тщательно вымыть водой со средством, протереть сухим полотенцем, после чего протереть спиртовой салфеткой, чтобы убрать все бяки, которые налетели с дороги. После этого можно рассчитывать, что ваш двойной скотч не отвалится после первой поездки. Далее берем линейку и отмеряем, где должен входить провод, берем шило и проделываем отверстие в бампере, чисто наметить, где сверлить. Обратите внимание, у вас должно быть все зеркально отражено. После этого, просверливаем отверстие под провод. Далее продеваем провод в полость бампера.
Берем стальную проволоку (конец которой согнут буквой «Г») и фонарик и подцепляем проволокой провод от вашей лампы дневных ходовых огней. И так проделываем с каждым проводом, у меня получилось, что установил 4 лампы. После этого отдираем от двойного скотча защитное покрытие, наносим на центральную часть немного клея (ну так, на всякий случай) и аккуратно ставим на место, где наметили вашу лампу.
Далее следует ответственная часть, под названием подключение к эл.сети автомобиля. Совсем забыл, нужно еще два 10-амепрных предохранителя. Конечно, можно и обойтись теми, которые предусмотрены для схемы штатно, но я решил подстраховаться. В большинстве случаев они не перегорают. Если все правильно делать.
Я подключил свои дневные ходовые огни к габаритам машины. То есть, при включении их, загораются маленькие лампочки в больших фарах, задние габариты и мои дневные ходовые огни, при этом, ближний свет не работает. При включении ближнего света, дневные ходовые огни продолжают работать. Хотя я часто езжу по городу ночью с дневными огнями и уличного освещения достаточно, чтобы не пользоваться ближним светом.
Нюансы подключения. Обязательно подключайте через предохранитель. Когда припаиваете провод, черный всегда минус «-». Эл.схема расположена снизу.
Так это выглядит на моей машине. Работают примерно 5 месяцев. Почти всю зиму отъездил – все живое.
Как сделать светодиодные мощные дневные ходовые огни (LED-ДХО)
В настоящее время вариантов реализации дневных ходовых огней из светодиодов огромное множество, но добиться яркого свечения и равномерного рассеивания света от диодов получается только при помощи нескольких способов. Расскажем простой метод изготовления сверхярких ДХО, используя легкодоступные материалы.
Потребуется
- Светодиоды. Лучше всего использовать текстолит, на который напаиваются светодиоды (например, SMD 3528). Более простой вариант – светодиодная лента с большим количеством светодиодов (не менее 120 светодиодов на 1 метр). См. каталог AliExpress.
- Светорассеиватель, который хорошо рассеивает свет (толщиной не менее 2 мм). Отлично подойдет органическое стекло (оргстекло или PLEXIGLAS) белого цвета, под названием «молочный акрил». Купить его можно в рекламных агентствах, занимающихся наружной рекламой.
- Светоотражающая окантовка (толщиной 10 мм). Подойдет кусок хромированного алюминия (например, от канистры с моторным маслом ZIC) или алюминий на самоклеящейся основе (типа скотча).
Как сделать светодиодные яркие ходовые огни
- Вырезаем светорассеиватель подходящей формы (это могут быть кольца или полукольца по типу ангельских глазок, загнутые или прямые линии), используя пилку по металлу или дремель.
- Обклеить внутренние и внешние стороны светорассеивателя светоотражателем. Если выбрали куски алюминия, то приклеиваем его клеем (например, эпоксидным).
- Вставляем в получившееся углубление светодиодную ленту или плату из текстолита со светодиодами.
Как установить LED-ДХО
Разбираем блок-фару ( на примере XRAY , Priora или Granta/Kalina 2 ) и приклеиваем самодельные LED-ДХО к маске (внутренней подложке фары) при помощи клея (например, эпоксидного). Провода аккуратно укладываем и фиксируем, чтобы во время вибрации они не выскочили из своих посадочных мест.
Как подключить дневные ходовые огни
Если нужно, чтобы светодиодные ходовые огни включались вместо габаритов, то подключать их следует вместо габаритных огней. Если хотите правильно подключить ходовые огни, чтобы они удовлетворяли требования ГОСТ, тогда воспользуйтесь этой схемой. Не забывайте про стабилизатор напряжения для ходовых огней.
Стоит отметить, что такой тюнинг фар подойдет не только для всех автомобилей Лада (XRAY, Веста, Ларгус, Гранта, Калина, Приора или Нива 4х4), но может использоваться и на иномарках.
Получившиеся светодиодные ДХО, будут иметь равномерное и яркое свечение, которое не сравнить с ангельскими глазками, сделанных из трубок (оргстекло).
Напомним, более простой способ тюнинга фар – установить гибкие ДХО.
Сверхъяркие светодиодные ДХО своими руками
Дневные ходовые огни с приходом новых правил окончательно вошли в жизнь всех автомобилистов. И, разумеется, как и любой другой элемент автомобиля, ДХО также могут быть модифицированы. На сегодняшний день появилось множество разновидностей ДХО, как по типу свечения, так и по форме. Однако, зачастую, подобрать фары, идеально подходящие именно под Ваш автомобиль не представляется возможным.
В этой статье мы рассмотрим, как можно своими руками собрать ДХО на основе светодиодов. Благодаря этой технологии Вы сможете создать абсолютно уникальные ДХО, подходящие именно Вам.
При создании ДХО Следует придерживаться определенных правил. В соответствии с ГОСТом Р 41.48-2004 (Правила ЕЭК ООН N 48), существуют определенные требования, предъявляемые к ДХО. Рассмотрим основные из них:
1. Яркость 400-800 люмен.
2. Геометрическая видимость 20° наружу и внутрь по горизонтали и 10° вверх и вниз по вертикали.
3. Автоматическое включение при пуске двигателя.
4. Выключение при включении ближнего света
Другие варианты тюнинга ДХО | |||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Для создания ДХО нам понадобятся: акриловая эллиптическая трубка с креплениями 15 мм. (используются для подсветки в рекламе), светодиоды SMD 5050. Яркость каждого 18 Лм. для поучения 400 Лм нужно 23 светодиода, сопротивления 150 Ом. По одному на каждые 3 SMD, текстолит фольгированный.
Для начала необходимо провести серию замеров. По машине необходимо выгнуть стержень, нагрев его, по изгибу бампера и обрезав. В нашем случае длина его получилась 28 см.
Таким образом, необходимо получить плату для диодов длинной на 27 см. и 10 мм шириной.
Далее нам необходимо изготовить печатную плату. Для этого, для начала в sprint layout 6 нарисуем разводку платы. Решено было сделать по 3 диода в связке без применения линз и отражателей (так как в трубку кроме диодов и платы ничего не помещается).
Далее переносим рисунок на бумагу. Чтобы это сделать, распечатаем рисунок на лазерном принтере на глянцевой бумаге (например, на листе журнала) и обрежем не нужное.
Далее, переносим чертеж на текстолит фольгированный. Достаточно положить чертеж картинкой вниз на текстолит и прогладить его утюгом.
После того, как плата остыла, несем ее под горячую воду. После того, как бумага полностью вымокнет, осторожно отрываем ее он платы. В результате получим рисунок на плате.
Не бойтесь – это действительно не сложно! А навык очень полезный, так что стоит попробовать.
Теперь необходимо перейти к травлению платы. Однако перед этим рекомендуется проверить все дорожки. Для травления используем хлористое железо, разводим в горячей воде и опускаем туда платы.
Через шесть –восемь часов получаем готовые платы, почти заводского качества. Тоннер аккуратно стираем по всей поверхности платы, либо по местам спайки. Мы полностью удаляли тонер, что бы проверить дорожки.
Теперь приступаем к непосредственной пайке. Берем сопротивление и диоды и впаиваем на плату. Про выбор сопротивления почитайте в этой статье.
После этого соединяем сегменты. Осталось лишь установить плату в трубку.
По этой технологии получаем ДХО. Светодиоды в связке горят очень ярко. Они отлично будут видны на дороге.
В итоге имеем – идеальную для нас форму, прекрасные показатели яркости, маленькую себестоимость и очень низкое энергопотребление.
Делаем дневные ходовые огни (ДХО) на авто своими руками из светодиодов
Использование дневных ходовых огней (ДХО) предусмотрено поправками в ПДД в 2010 г. Этот факт обязывает водителей, на которых нет встроенных ДХО, задействовать в светлое время суток ближний свет или противотуманные фары. При этом расходуется большое количество энергии, а эффективность включенного ближнего света или противотуманных фар в дневное время суток мала и ведет за собой дополнительные расходы топлива. К тому же поток света штатных фар направлен вниз и на относительно большой дистанции не влияет на бдительность встречного водителя.
Изменить в корне ситуацию и сделать автомобиль более заметным для встречного транспорта, не ослепляя при этом водителя, помогут ДХО на светодиодах. Однако более-менее надёжная пара таких модулей, даже с китайским именем, будет стоить не менее 2 тыс. рублей. Предложения с меньшей стоимостью, как правило, отличаются завышенными параметрами, отсутствием блока стабилизации и низким качеством. Другой вариант решение проблемы – уделить несколько часов любимому авто и собрать блок ходовых огней на светодиодах своими руками, в качестве которых автолюбитель будет точно уверен.
Требования к ДХО
Приняв решение о самостоятельной установке либо модернизации ДХО, следует придерживаться некоторых правил. Монтаж нескольких светодиодов – пусть небольшое, но всё-таки, изменение в конструкции автомобиля, которое регламентируется нормативными документами, в частности ГОСТ Р 41.48-2004. Этот стандарт содержит предписания по сертификации транспортных средств касательно установки устройств освещения и световой сигнализации. В соответствии с п.6.19 ДХО устанавливаются факультативно в количестве двух штук по произвольной схеме. Предписание ограничивает область их размещения, что наглядно показано на рисунке. Также нормируется параметр «геометрическая видимость», согласно которому отклонение светового потока по горизонтали не должно превышать 20°, а по вертикали 10°. Включаться (отключаться) ДХО обязаны автоматически при запуске (останове) двигателя. Электрической схемой автомобиля должно быть предусмотрено отключение ходовых огней при включении головных фар. Они должны занимать площадь не менее 40 см 2 и иметь силу света 400-800 кд. Прочих предписаний нет. Поэтому можно перейти к схемотехническому вопросу.
Немного о драйвере и схеме подключения
Многие автолюбители, покупающие готовые китайские модули ДХО, жалуются на их короткий срок службы. Причина этого не только в низком качестве светодиодов, но и в отсутствии стабилизированного питания, так важного для светодиодов. Крайне не рекомендуется подключать светодиодные модули к бортовой сети напрямую или через постоянный резистор мощностью 2-5 Вт, используя его вместо интегрального стабилизатора. Колебания напряжения питания от 11,5 В до 14,5 В приведут к гораздо резкому изменению тока нагрузки (см. вольт-амперную характеристику светоизлучающего диода). Как следствие, такие ДХО со временем станут мерцать, а через некоторое время и вовсе выйдут из строя. Самое страшное состоит в нестабилизированном питании то, что даже кратковременные всплески до 14,5 В значительно снижают срок службы светодиодов.
Уйти от проблемы сгоревших светодиодов поможет блок стабилизации на базе интегрального стабилизатора. В идеале нужно приобрести готовую универсальную плату с функцией регулировки выходного напряжения и тока для возможности точной настройки. Подойдет конструкция на микросхеме LM317 (или любой аналогичной) с такими параметрами:
- входное напряжение – 7–35 В;
- диапазон задания выходного напряжения – 1,25–30 В;
- диапазон задания выходного тока – 0–4 А.
Для ускорения процесса сборки придется докупить небольшой блок управления в герметичном корпусе с необходимым набором уже подведённых проводов.
Что касается схемы подключения дневных ходовых огней, то здесь два варианта: либо приобрести готовый блок управления ДХО, либо подключить их своими руками используя 4 или 5 контактное реле. Обо всех схемах подключения ДХО и их особенностях подробно описано в данной статье.
Светодиоды для ДХО
Собирать конструкцию ДХО своими руками лучше на основе сверхъярких светодиодов Cree или Osram в корпусе диаметром 5 мм. Преимущество этих светодиодов состоит в качественном корпусе из эпоксидной смолы, стойкой к солнечному излучению, температурным перепадам и влажности. К тому же такие светодиоды не требуют принудительного охлаждения, так как их ток питания незначителен и составляет около 20 мА. Стоит отметить, что данные светодиоды производятся с углом рассеивания в 15°, 25°, 30°, что важно для конструкции дневных ходовых огней. Например, светодиод Cree C503C-WAS с реальной силой света 35000 мкд и холодным белым излучением. Его рыночная стоимость колеблется в пределе 0,6 $.
Процесс сборки
Начинать работу следует с демонтажа штатных заглушек противотуманных фар. В каждой из них между ребрами жёсткости нужно просверлить 5-7 отверстий диаметром 5 мм, очистить поверхность от стружки и пыли. Затем к светодиодам нужно припаять заранее измеренной длины провода и заизолировать их контакты термоусадочной трубкой.
Тыльную сторону заглушки заливают толстым слоем термоклея, исключая попадание влаги к контактам. Если применяются светодиоды с углом рассеивания более 30°, то рекомендуется их фиксировать с небольшим уклоном вниз, чтобы не нарушить требования ГОСТ Р 41.48-2004.
Провода собирают в жгут и продевают через термотрубку большего диаметра и гофру, запаивая на ответном конце разъём для соединения с блоком управления.
В зависимости от количества последовательно включенных светодиодов нужно заранее выставить напряжение на выходе стабилизатора и замерить выходной ток. Для соединения всех элементов рекомендуется использовать коробку со степенью защиты не менее IP67. В соединительной коробке необходимо соединить между собой провода светодиодов, стабилизатора и блока управления.
Затем произвести пробное включение.
После положительного запуска конструкции на рабочем месте, комплект ДХО готов к монтажу под капотом. Оба блока и соединительную коробку следует разместить в доступном и безопасном месте, промазав зазоры в их корпусах герметиком.
На последней стадии возвращают заглушки со светодиодами и соединяют электрические провода. Теперь конструкция самодельных дневных ходовых огней готова к эксплуатации.
Стоит отметить, что помимо рассмотренного примера, в сети можно найти множество других функциональных схем ДХО с более сложной конструкцией светодиодного модуля. Как привило, такие схемы выделяются мощными светодиодами, наличием радиаторов и линз. Такие схемы сложнее в реализации, светодиоды (1 Вт каждый) более энергоёмкие, а линзы подойдут не каждой машине. В итоге стоимость всего комплекта будет соизмерима с ценой заводских дневных ходовых огней в магазине.
Как самостоятельно приспособить ходовые огни на авто?
Использование дневных ходовых огней (ДХО) во время движения уже давно стало необходимостью для всех водителей. ДХО делают автомобиль более заметным на дорогах, благодаря чему число аварий уменьшается из года в год. Можно купить готовый комплект ДХО либо же сделать всё самостоятельно – от изготовления до подключения.
Требования по регламенту
В новых требованиях к передвижению регламентировано использование в светлое время суток либо включённых фар ближнего света, либо ДХО, если таковые имеются. Использование ходовых огней позволяет продлить срок эксплуатации источников света в автомобильных фарах. Также они позволяют сэкономить расходуемый заряд аккумулятора или топлива, которое расходуется при работе ближнего света фар.
Сами по себе диоды светят во все стороны, а точнее на 120 градусов. Для решения этой проблемы применяется фокусировка света при помощи оптики, в основном линз. Чтобы определить параметры линзы, нужно определить силу, которая измеряется в Люменах. Однако, для оценки эффективности работы, сила света измеряется не в Люменах, а в Канделах. Чтобы измерить силу света ДХО, нужно разместить люксметр перед диодом на расстоянии одного метра. При этом Люксы преобразуются в Канделы.
Требуемые характеристики для ДХО:
- 500 – 700 люмен в каждом ходовом огне;
- мощность должна быть не меньше 6 Ватт;
- угол освещения должен составлять 35 градусов.
Помимо этого, ДХО должны соответствовать требованиям, согласно ГОСТу:
- сила света – 400 – 800 Кандел;
- угол свечения должен составлять 25 градусов по вертикали и 55 градусов по горизонтали;
- освещаемая площадь каждого из огней – не менее 40 сантиметров квадратных;
- источники света нужно располагать на расстоянии в 25 сантиметров от дорожного полотна;
- расстояние между ходовыми огнями должно составлять минимум 60 сантиметров;
- разрешённые цвета огней – желтый или белый.
Необходимые комплектующие и сборка ДХО
В зависимости от навыков, можно купить готовые ДХО либо же изготовить самостоятельно. Самыми распространёнными комплектующими для самодельных ходовых огней являются дешёвые противотуманные огни, светодиодные ленты, алюминиевые пластины, герметик и паяльник. Все комплектующие должны обеспечивать работу ДХО согласно требованиям и ГОСТам. Сборка происходит следующим образом:
- Разбирается старая или купленная противотуманная фара и достаётся её начинка.
- Далее из куска алюминия вырезается пластина по размеру корпуса фонаря.
- Уже по размеру пластины вырезаются куски или один кусок светодиодной ленты, либо одиночные светодиоды.
- После обезжиривания пластины, на её поверхность наносится герметик, к котором крепятся светодиоды.
- Соединение светодиодов или светодиодной ленты при помощи паяльника с проводами.
Это один из самых простых способов самостоятельной сборки ДХО. Существуют и другие способы сборки, с которыми можно ознакомится в других источниках информации.
Самостоятельная установка ДХО
Прежде чем начать устанавливать ДХО нужно определиться с местом размещения и произвести замеры. Согласно рекомендованному размещению ходовых огней, расстояние между ними должно быть не менее чем 60 см, минимальная и максимальная высота размещения – 25 и 150 см соответственно, а минимальное расстояние до фары должно составлять не менее 40 см. Помимо этого, сами ходовые огни нужно размещать под углом, не превышающим десяти градусов, чтобы освещенность соответствовала ГОСТам. Рекомендуемое место установки – это на уровне противотуманных фар.
После того, как было выбрано место размещения ДХО, можно приступить к их установке на автомобиль. Монтаж ходовых огней выполняется следующим образом:
- Если они монтируются на решётку, то её надо снять.
- Прикрепить ДХО можно при помощи саморезов, либо используя клей или двухсторонний скотч, предварительно обезжирив место поклейки.
- Протянуть провода в отверстие для зажима.
- Установить блок управления ходовыми огнями.
- Подсоединить провода к блоку управления ДХО, поместив кабели в специальный разъём.
- Прикрепить модули и провода в подкапотном пространстве, кроме проводов для подключения к источнику питания, после чего окончательно закрепить корпус.
Справка! Проводку не рекомендуется клеить к радиатору, топливопроводу или шлангу. Спешить с приделыванием корпуса ДХО к автомобилю лучше не стоит и устанавливать лишь после проведения всех проводов под капотом.
Схемы подключения ДХО
Чтобы завершить установку ДХО на автомобиль, их нужно подключить к источнику питания и некоторым датчикам по отдельности либо вместе, в зависимости от своего устройства.
К датчикам скорости
Подключение к датчику скорости относится к простым способам. ДХО будет запускаться при запуске датчика скорости. Для подключения нужно подключить контакты ходовых огней к сделанному разрыву в проводке автомобиля. Например, у кнопки переключения ближнего света. Реле можно использовать любое, но оно должно обладать размыкающей парой.
Справка! Если хочется, чтобы огни работали при стоянке автомобиля, нужно использовать параллельное подключение.
К датчику масла
Подключение ходовых огней через датчик масла удобно тем, что при заводе автомобиля они будут загораться вместе с датчиком масла. Это позволит не задумываться о том, были ли включены ДХО и тратить время на их включение и выключение. Схема включения основана на переключении четырёх -контактного реле. Само подключение происходит следующим образом:
- Контакт 88 подключается к плюсовым выводам ДХО.
- Контакт 85 подключается к плюсовым выводам габаритов.
- Контакт 86 подключается к датчику давления масла в качестве источника питания.
- Контакт 30 идёт на плюс аккумулятора.
При заводе двигателя включается датчик давления масла, от которого поступает напряжение питания для ДХО и замыкаются нужные контакты. Такое подключение не подходит, если в габаритах установлены светодиоды.
Подключение ходовых огней к генератору
Подключение к генератору происходит по той же схеме, что и в предыдущем варианте, за исключением того, что контакт 85 будет подключаться к генератору и будет срабатывать во время запуска мотора.
Подключение готового комплекта
Помимо самодельных ДХО можно просто купить уже готовые ходовые огни с блоком управления. Он обеспечит защиту от перегрузок, включение ДХО после запуска двигателя и безопасную работу. Подключение происходит аналогично схемам, в которых использует реле, а питание подаётся с генератора.
Как не надо делать ДХО?
Некоторые люди думают, что обычную светодиодную ленту можно использовать в качестве полноценного ДХО. Либо же они покупают готовые дешёвые ходовые огни, в которых источник света – это светодиодная лента, светящая хорошо только ночью, а не днём. Но просто использовать светодиодную ленту, без соответствующей оптики и расчётов параметров нельзя. Это не ДХО. То же самое можно сказать о неоновых трубках, которые также относятся к аксессуарам, а не к настоящим ДХО.
В заключение
Обладая всеми нужными знаниями, можно изготовить самостоятельно ДХО согласно всем требованиям и ГОСТам, установить их на автомобиль и подключить так, чтобы они работали постоянно. Использование ходовых огней позволит обезопасить пешеходов и водителей других автомобилей, а также сэкономит электричество и топливо, которое бы ушло при использовании противотуманных фар.
Как сделать дневные огни своими руками
Согласно новым Правилам дорожного движения, на движущемся автомобиле должны быть включены либо фары ближнего света, либо противотуманки, либо дневные ходовые огни (ДХО). Дневные огни — это хорошо, однако встречаются только на относительно новых машинах. Как быть тем, у кого их нет? Попробуем обойтись малой кровью — сделать ДХО своими руками без оформления переоборудования и покупки дорогих диодных источников света.
Но начнём мы с истории. Дневным ходовым огням не один десяток лет. С 1970 года начались исследования на тему повышения безопасности дорожного движения посредством включения света в дневное время суток, что выделяло автомобиль и делало более заметным. Уже в 1972 году в Финляндии было узаконено это правило. Следом подобное внедрили и две другие скандинавские страны, а к 2003-му свет обязаны были включать водители большей части европейских стран. На североамериканском континенте пользу от дневного света тоже нашли: в Канаде он стал обязателен с 1989 года, а в США — с 1990-го, правда, внедрялся постепенно, сначала был не обязательным, а рекомендуемым. В Казахстане включать свет днём начали заставлять сравнительно недавно, с 2007 года, но необходимо это было делать только за городом. Но с 7 января 2015 года с включённым светом водители ездить обязаны всегда, и в городе и на шоссе.
Как мы и говорили, польза от ДХО такова: автомобиль становится заметным вне зависимости от времени суток или погоды. Опытные водители знают, когда это особенно актуально, к примеру когда смотришь на дорогу против солнца и встречные машины плохо видно. Также свет фар помогает опознать машину ещё за километр, что даёт возможность принять решение, допустим, для обгона на узкой дороге. Польза есть, и мы в редакции это подтверждаем, учитывая и собственный опыт.
Сегодня почти все автопроизводители комплектуют свои модели дневными огнями, чаще светодиодными. Они включаются автоматически поворотом ключа зажигания, не нагружают бортовую сеть, гаснут при включении ближнего света и при выключении двигателя. Это классно. Как быть тем, у кого огни не предусмотрены? Жечь фары или противотуманки. И тут есть о чём призадуматься, ведь их можно попросту забыть включить. Также к минусам стоит отнести, что днём вхолостую параллельно горят задние фонари, освещение номерного знака, подсветка панели приборов, а это сокращает их ресурс.
На увеличение расхода топлива это тоже чуть-чуть влияет, как-никак, а нагрузка на генератор идёт. У некоторых автомобилей вдобавок не гаснет свет при выключении мотора, и, забыв про это, можно с лёгкостью разрядить аккумулятор. Вот в таких случаях есть смысл установить ДХО самостоятельно.
Для начала теория
Прежде чем бежать на авторынок и приступать к работе, нужно открыть Технический регламент Таможенного союза. Итак, как должны работать ДХО согласно ему? Пункт 3.15. на этот вопрос отвечает:
«Дневные ходовые огни, если таковые установлены, должны включаться автоматически, когда выключатель зажигания находится в таком положении, которое не исключает возможность работы двигателя, однако они могут оставаться выключенными при нахождении рычага автоматической коробки передач в положении „Стоянка“, или приведённой в действие стояночной тормозной системе, или до начала движения транспортного средства после каждого запуска двигателя вручную. Дневные ходовые огни должны выключаться автоматически при включении фар, в том числе передних противотуманных фар, за исключением тех случаев, когда мигание фар применяется для подачи кратковременных предупреждающих световых сигналов».
Пункты Правила ЕЭК ООН № 48, в свою очередь, помогут при выборе места для источников света, для удобства мы свели всё в одну наглядную картинку.
6.19.4 Размещение.
6.19.4.1 По ширине — точка поверхности, видимой в направлении исходной оси, наиболее удалённая от средней продольной плоскости транспортного средства, должна находиться на расстоянии не более 400 мм от края габаритной ширины транспортного средства.
Расстояние между внутренними краями двух видимых поверхностей должно быть не менее 600 мм. Это расстояние может быть уменьшено до 400 мм, если габаритная ширина транспортного средства составляет менее 1 300 мм.
6.19.4.2 По высоте — на расстоянии от 250 до 1 500 мм над уровнем грунта.
6.19.4.3 По длине — на передней части транспортного средства. Это требование считают выполненным, если излучаемый свет не мешает водителю непосредственно или косвенно в результате отражения зеркалами заднего вида и/или другими отражающими поверхностями транспортного средства.
В принципе это основные требования, которые нужно помнить и соблюдать при установке ДХО на свой автомобиль.
Теперь кратко о самих огнях и возможных ошибках
Самый простой способ — купить китайские светодиодные ленты или универсальные световые блоки и приклеить/установить там, где они поместятся. Ну, к примеру, если лента, то намотать вокруг штатной оптики, если в виде фары, то врезать в облицовку радиатора, бампер и т. д. Установить это легко, однако так делать нельзя. Почему? Самостоятельная установка ДХО — переоборудование со всеми вытекающими отсюда последствиями. Всё необходимо узаконивать. Как нам сообщили в КАП МВД РК, сертификации установка огней не требует, но поставить отметку в техпаспорт всё-таки придётся. Порядок действий будет следующий:
— прибыть в управление технадзора УАП;
— подать заявление на осуществление переоборудования;
— произвести установку световых приборов на специализированной СТО;
— получить справку СТО (акт, заключение) о проведении работ;
— прибыть в управление технадзора УАП для осмотра и получить разрешение на внесение отметки в СРТС (техпаспорт);
— направиться в РЭП по месту жительства или спецЦОН для замены СРТС.
Скажем так, от установки до законной эксплуатации ДХО путь неблизкий. И многое будет зависеть даже просто от удачи.
Выход есть!
Но мы не опустили руки, глядя на всё вышеописанное, и придумали вот что. Установка ДХО — это необязательно красивые светодиодные фарки. Это может быть любой законный источник света. Что такое законный? Это те фары, которые установлены на заводе-изготовителе автомобиля или же установлены владельцем машины самостоятельно, но с допусками, предусмотренными конструкцией. Например, противотуманные фары (ПТФ). Они есть практически на всех автомобилях, а их установка владельцами не требует разрешения на переоборудование. И что самое главное, ПТФ, согласно ПДД, можно использовать в качестве дневного света. Другими словами, дело осталось за малым — сделать так, чтобы обычные противотуманки включались автоматически и сами выключались, когда включён ближний свет или двигатель заглушён. Но при этом мы сохраним функцию противотуманного света, получив эффект два в одном.
Для установки ДХО мы взяли редакционную «Ниву». В автомагазине прикупили необходимые компоненты, а именно: два реле (одно пятиконтактное, другое четырёхконтактное), электропроводку, блок для предохранителя на 25 А и изоленту, — уложившись в сумму 2 000 тенге. Поискали в гараже немного инструмента и принялись за работу. Противотуманки на нашей машине были установлены прямиком на бампере ещё при покупке. Разве что позже их поменяли на другие.
Инсталляция
Теперь перейдём к технической части процесса. Пятиконтактное и четырёхконтактное реле от моделей ВАЗ (кстати, это реле подойдёт практически к любому автомобилю) следует подключить так:
Реле 1
— контакт 85 — на массу
— контакт 86 — «+» от габаритов или ближнего света
— контакт 30 — «+» от реле 2 на контакт 87
— контакт 87а — «+» на противотуманные фары, не отключая при этом заводское подключение ПТФ
Реле 2
— контакт 86 — «+» от генератора или от замка зажигания
— контакт 85 — масса
— контакт 30 — «+» к АКБ
— контакт 87— «+» на реле 1 на контакт 30
При этом стоит учесть, что если контакт 86 реле 2 подсоединить к генератору, то огни будут загораться после запуска двигателя, а если к замку зажигания, то — при включении зажигания. Подходят оба, какой вариант лучше — решать вам.
Далее по этой схеме подключаем реле, устанавливаем там, где оно не мешает. При этом не забываем в цепь на контакт 30 поставить предохранитель. Собственно вот и всё! Установка закончена.
Теперь на нашей «Ниве» при включении зажигания загораются дневные огни, которые гаснут при включении габаритных. Лекарство от забывчивости есть, причём без нарушения закона. На случай же необходимости противотуманного света предусмотрена отдельная клавиша на панели приборов.
Кстати, точно так же можно сделать и со штатным головным светом. Вместо противотуманок контакт 87а кинуть на ближний свет фар, тогда они будут работать так же, как ДХО. И это тоже не будет запрещено законом.
С точки зрения ПДД
Пункт 19.6. гласит: «Противотуманные фары включаются при включённых габаритных огнях независимо от включённых фар дальнего и (или) ближнего света».
Для начала необходимо понять, что такое противотуманная фара вообще. Это дополнительный источник света, дающий плоский и широкий горизонтальный луч, который стелется непосредственно над дорогой. Любое отклонение от этого (допустим, светит направленным лучом) превращает ПТФ в фару дополнительного света, которая, кстати, и установлена на данной «Ниве». Ставить дополнительные фары на «Ниву» разрешено заводом-изготовителем.