Как снять внутреннюю гранату на ваз 2109
Замена пыльника наружного шруса на ВАЗ 2109 (Видео)
ШРУС — это шарнир равных углов скоростей. Он является нагруженным, весьма значимым элементом ходовой части для переднеприводных ВАЗ 2109. При идеальных условиях эксплуатации ресурс элемента рассчитан на продолжительный срок службы, равный практически ресурсу самого автомобиля.
Причины и поломки
В действительности ресурс ШРУСа оказывается существенно меньше, что вызвано условиями эксплуатации, низким качеством дорог, манерами вождения и прочими факторами.
В народе ШРУС принято называть»гранатой», что обусловлено внешним сходством элемента с этим взрывным устройством.
Вот что вам следует знать про неисправности гранаты:
- Практика показывает, что наиболее частой причиной выхода из строя ШРУСа является грязь, пыль, песок, которые попадают в механизм через поврежденный пыльник;
- Иногда проблему не функционирующей гранаты можно решить путем замены пыльника. Это возможно, если сам ШРУС еще не успел износиться из-за воздействия загрязнений;
- Если не обнаружить вовремя поврежденный пыльник, граната полностью износится буквально за 200 километров пробега;
- В случае выхода из строя ШРУСа появляется сильный хруст при вхождении в повороты и ускорениях. Подобный симптом говорит о необходимости срочно заменить шрус;
- Стоимость новых гранат достаточно демократичная, они доступны в любом магазине автозапчастей. Но приобретать следует те, которые отвечают техническим требованиям ВАЗ 2109;
- При наличии хотя бы небольшого опыта по самостоятельному ремонту авто, заменить гранату вполне можно своими руками.
Старый и новый элемент
Виды ШРУСов
Прежде чем приступать к ремонту, необходимо узнать, как именно устроен узел.
Пара приводов на ВАЗ 2109 оснащается в общей сложности 4 ШРУСами.
Тип ШРУСа
Особенности
Их 2. Осуществляют передачу вращающего момента на полуоси от коробки переключения передач
Их также два. Устанавливаются на концы полуосей и передают вращающий момент непосредственно на колеса
Наружный
Данная схема расположения гранат обеспечивает возможность вращения колес при поворотах и постоянной работе системы подвески. Если говорить проще, наружные ШРУСы отвечают за передачу момента при поворотах, а внутренние — за вертикальное перемещение колес. Это наезды на кочки, ямы, крен в поворотах и пр.
Внутренний
Замена
При возникновении проблем с гранатами, следует определить, у каких именно образовались неполадки. Далее мы рассмотрим, как поменять привод, как его снять. Дополнительно рекомендуем посмотреть видео руководства по ремонту.
Процедура замены внутренних и наружных ШРУСов отличается друг от друга, потому каждый этап следует рассматривать отдельно.
Начнем с внутреннего.
Внутренний ШРУС
Резиновые пыльники — это уязвимый элемент конструкции гранаты. Не редко, заменив пыльник, промыв гранату с помощью бензина и заложив новую смазку, удается решить проблему. Если износ ШРУСа незначительный, подобные меры могут заменить полноценный ремонт.
Но если вы обнаружили поломку поздно, придется полностью менять внутренние шрусы.
- Включите ручной тормоз, установите противокаты под колеса.
- Открутите гайку ступицы с помощью воротка и торцевой головки. Аккуратно бородком удалите элементы кернения с гайки. Так вам удастся сохранить резьбу на гранате. Саму гайку при обратной сборке потребуется заменить на новую.
- Тут главное откручивать гайку, опустив колеса на землю. Иначе вы рискуете сломать дифференциал и прочие компоненты коробки передач.
- Поднимите автомобиль с помощью домкрата с нужной стороны, перед этим ослабив гайки колеса. Снимите колесо.
- Слейте масло из коробки передач. Это можно сделать и раньше, как вам удобнее.
- Освободите поворотный кулак от шаровой опоры в нижней части. Для этого откручивается пара крепежных болтов.
- Поскольку вы уже демонтировали гайку ступицы и открутили от поворотного кулака шаровую, приступайте к извлечению шлицевой части гранаты. Для этого потяните на себя тормозной диск со стойкой в сборе. Ход у нее приличный. Просто не забудьте повернуть руль до упора так, чтобы наконечник рулевой выступил на максимальное расстояние.
- Подденьте внутреннюю гранату монтировкой, что позволит вам извлечь привод.
- Достав ШРУС, посмотрите на состояние сальника в КПП. При обнаружении следов потеков обязательно замените элемент.
Внутренний привод (ШРУС) предназначен для работы с меньшими углами, его пыльник менее подвержен негативным воздействиям. Потому меняют внутреннюю гранату достаточно редко.
Наружный ШРУС
Наружная граната изнашивается активнее, потому замену проводят чаще.
Ни в коем случае не извлекайте одновременно два ШРУСа из КПП. В противном случае это приведет к смещению шестерни. Снимайте поочередно или вставляйте специальные вставки на место шарнира.
- Если у вас имеется большой опыт в подобных делах, наружную гранату вполне можно выбить прямо под автомобилем. Это экономит время, силы. Но подобная задача требует повышенного внимания и осторожности в действиях.
- Обеспечьте неподвижность или ограниченное движение полуоси. Если этого не сделать, полуось будет перемещаться при ударах молотком по обойме гранаты. Из-за этого внутренний ШРУС попросту выйдет из контакта, разделится на части внутри пыльника. Потому придется демонтировать узел полностью, а это уже очень сложная задача.
- Держать полуось можно руками, но более эффективное средство — ручные тиски, газовый ключ. Лучше заручиться поддержкой напарника. Это оптимальный вариант.
- Возьмите достаточно тяжелый молоток с короткой рукояткой.
- Разрежьте в случае повреждения, выверните или отведите в сторону пыльник, чтобы он не мешал наносить удары.
- Удары следует делать резкие, но при этом аккуратные. С огромного размаха стучать по элементу не стоит.
- За счет последовательных ударов сопротивление фиксирующего кольца должно ослабнуть, что позволит демонтировать наружную гранату с полуоси.
- Тщательно обработайте бензином посадочный участок, обработайте ветошью и заложите порцию новой смазки в шарнир.
- Новый пыльник надевается на полуось и монтируется новенький ШРУС.
Демонтажные работы
Для фиксации пыльника к полуоси и корпусу новой гранаты многие используют обычные сантехнические хомуты. Практика владельцев ВАЗ 2109 показывает, что они удобнее и эффективнее стандартных крепежей, предусмотренных заводом.
Поменять ШРУСы — задача не самая легкая, но и невероятно сложным этот этап никак не назовешь. Главное, использовать качественные новые гранаты, чтобы в ближайшие несколько десятков тысяч километров пробега вы про них забыли. А они о себе не напоминали.
Как произвести замену шрусов на ВАЗ-2109
ШРУС – один из важнейших элементов ходовой части такого автомобиля, как ВАЗ-2109. Данный термин является аббревиатурой образованной от названия узла – «шарнир равных углов скоростей». Невзирая на высокие нагрузки, он служит многие годы, если, конечно, машина в целом эксплуатируется правильно и получает регулярный уход. Беда в том, что идеальные условия создать практически нереально, а потому элемент нередко выходит из строя преждевременно. Изрядно укорачивают ресурс ШРУСа – плохие дороги, ненадлежащая манера езды, климатические особенности и т. д. Как его заменить на ВАЗ – расскажем далее.
Вероятные неисправности
В просторечье рассматриваемый узел многие владельцы ВАЗ именуют «гранатой» – именно на нее он внешне очень походит.
Чаще всего ШРУСы ломаются после того, как повреждаются пыльники. В этом случае в них начинает попадать грязь, песок и прочее. Посторонние частицы быстро разрушают узел, и его, разумеется, приходится менять.
Если испорченный пыльник будет обнаружен своевременно, то серьезной беды удается в большинстве случаев избежать. После его замены, ШРУС останется только промыть и вернуть на место. Когда же проблема остается вне поля зрения автовладельца ВАЗ, то велика вероятность, что граната придет в негодность буквально через 2-3 сотни километров пробега.
Признаком отказа ШРУСа становится характерный звук, напоминающий хруст гравия. Он возникает исключительно при повороте и наборе скорости. Подобный сигнал является основанием для неотложного осмотра шарнира и его замены.
По счастью, новый элемент стоит относительно дешево и продается практически в любом автомагазине. Однако экспериментировать не следует – берите лишь детали, изготовленные строго для ВАЗ-2109.
В целом заменить шарнир самостоятельно вовсе не трудно – достаточно обладать хоть небольшим опытом ремонта и базовым набором инструментов.
ШРУС – разновидности
В ВАЗ-2109 есть две пары ШРУСов:
Эта особенность схемы позволяет сохранить вращение колес как во время постоянной нагрузки на подвеску, так и при вхождении в повороты. Внутренний элемент отвечает за первую из упомянутых задач, а наружный ШРУС, соответственно, за вторую.
Замена наружного ШРУСа
Перед началом работы следует выяснить, какой именно ШРУС вышел из строя. Замена внутреннего элемента заметно отличается от аналогичной процедуры, касающейся наружного.
Как отмечалось выше, своевременно поменяв пыльники, в большинстве случаев удается избежать необходимости установки новых гранат. Если момент не упущен, то будет достаточно снять шарниры, а затем их:
- вымыть в бензине;
- смазать;
- вернуть на место.
Однако если проблема была выявлена с опозданием, то ШРУСы наверняка придется поменять.
- установите машину на ручной тормоз и дополнительно подставьте под колеса стопоры;
- чуть приподнимите автомобиль домкратом и демонтируйте колесо;
- торцевым ключом свинтите со ступицы гайку (иногда, чтобы сорвать ее с места, потребуется несколько раз ударить монтировкой);
- отсоедините шаровую опору (удерживается снизу двумя болтами на 17 мм);
- вытащите рулевой наконечник из стойки;
- выверните руль для того, чтобы старый шарнир смог выйти без сложностей;
- молотком выбейте втулку ШРУСа из ступицы;
- старый пыльник просто разрежьте и снимите;
- внутреннюю часть гранаты (если она выпала) с помощью монтировки снимите с привода;
- натяните пыльник, помогая ему тонкой отверткой встать на место, и отогните его на привод, чтобы не мешал;
- стопорное кольцо от нового шарнира наденьте на привод (на его конце есть специальный паз);
- выдавите в гранату половину пакетика смазки (идет в комплекте);
- навинтите на втулку узла старую гайку (она защитит резьбу от повреждения);
- несколькими сильными ударами посадите ШРУС на привод до упора;
- остаток смазки поместите в основание пыльника;
- натяните резинку на ШРУС;
- прижмите пыльник одной рукой, а второй вращайте гранату, чтобы смазка распространилась по детали;
- зафиксируйте внешний и внутренние края резиновой защиты металлическими хомутиками (в комплекте не идут);
- свинтите старую гайку;
- верните на место ступицу;
- прикрутите шаровую опору;
- установите колесо.
Как поменять внутренний ШРУС
Для работы с внутренним ШРУСом придется полностью освободить весь привод. Первый этап:
- загоните машину на яму;
- слейте масло из КПП;
- снимите колесо;
- отвинтите гайку, удерживающую ступицу;
- вытащите палец рулевого наконечника;
- освободите привод;
- с помощью долота или крепкой отвертки выбейте внутренний ШРУС;
- осторожно извлеките привод;
- осмотрите сальник коробки передач – если он пропускает масло, то поменяйте и его;
- зажмите весь узел в тиски;
- снимите пыльник;
- удерживая ШРУС рукой за штырь, ударами молотка по обойме снимите его с привода;
- в новый элемент запустите специальную смазку (здесь ее понадобится вдвое больше, чем в случае с наружным);
- установите пыльник;
- ударами молотка насадите исправный шарнир на привод;
- верните узел в сборе на место;
- внутренний ШРУС вставьте в коробку передач;
- покрутите его, пока не услышите характерный щелчок, свидетельствующий, что он попал в шлицы;
- вылезайте из ямы;
- вставьте пробойник во втулку наружного ШРУСа;
- несколькими сильными ударами молотка вбейте внутренний шарнир в КПП (обратите внимание – ход довольно длинный);
- спуститесь в яму и убедитесь, что все встало на место;
- наденьте стойку со ступицей на наружный шарнир;
- закрутите гайку;
- зафиксируйте шаровую опору;
- присоедините рулевой наконечник;
- залейте масло в КПП;
- установите колесо.
Как нетрудно убедиться, поменять ШРУСы на рассматриваемой модели ВАЗ относительно просто. У квалифицированного слесаря вся работа занимает не более 20 минут. Самый сложный момент – это демонтаж внутреннего шарнира, но, по счастью, он выходит из строя очень редко, поскольку на этот элемент приходится меньше нагрузок.
Важно также приобрести качественные шарниры – в этом случае вы гарантированно проедете не одну тысячу километров до того, как придется вновь их менять. Также советуем крепить пыльники по краям металлическими хомутиками (продаются в сантехнических магазинах) – так резинка фиксируется лучше и надежнее защищает детали от загрязнений.
Как выполняется правильно замена внутренних ШРУСов ВАЗ 2109
Разборка внутреннего ШРУСа авто ВАЗ 2109
ШРУС (шарнир равных угловых скоростей) передает крутящий момент на ведущее колесо автомобиля от коробки скоростей. Очень важно следить за исправностью узла, своевременно необходимо заменить внутренний ШРУС ВАЗ 2109, при обнаружении дефектов в конструкции.
На автомобиле модели ВАЗ 2109 монтируются два вида ШРУСов:
- От трансмиссии на вал крутящий момент передает внутренний ШРУС.
- Внешний элемент обеспечивает зацепление колеса со ступицей.
На ВАЗ 2109 внутренний ШРУС выходит со строя гораздо реже наружного.
Использование ШРУСов в авто ВАЗ 2109
Установку ШРУСов стали выполнять на переднеприводных автомобилях. Это связано с тем, что использование в карданной передаче крестовины, с четырьмя игольчатыми подшипниками, как у заднеприводных машинах не обеспечивает нужное равенство угловых скоростей валов – ведомого и ведущего.
При применении такого устройства будет связано с увеличением габаритов узла, увеличивается цена изделия, а крутящий момент будет передаваться с большой пульсацией, которая будет возрастать при увеличении между валами угла. Конструкция ШРУСов предусматривает ресурс такой же, как и ресурс автомобиля, но при эксплуатации было выявлено, что износ элементов происходит быстрее, особенно наружных его частей.
Хотя их делают гибкими, из влаго- и морозостойких материалов, под действием внешних факторов служить долгое время деталь не может. На нее большое влияние оказывают постоянные деформации, большое количество абразива и влаги.
К тому же при ремонте или длительной эксплуатации автомобиля пыльник может получить повреждения, на защитной резинке могут появиться трещины, которые повлекут за собой выход элемента из строя. Повредиться может и вал, ведущий к ШРУСу.
Часто этот дефект трудно заметить невооруженным глазом, но с кривым валом работа будет не нормальной. Все это приводит к необходимости ремонта или замене шруса.
Как устроен внутренний ШРУС авто ВАЗ 2109
Для того, чтобы определить устройство конструкции ШРУС его можно разобрать.
Для этого:
- Шарнир сдвигается и снимается со шлицевого вала.
- Отверткой поддевается и удаляется пластмассовый упор, как показано на фото.
Удаление пластмассового упора
- Вал шарнира зажимается в тиски.
Совет: Для предотвращения вмятин на вале в тиски нужно вставить накладки, изготовленные из мягкого металла.
- Отверткой поддевается и снимается стопорное кольцо.
Вытаскивание стопорного кольца
- Пассатижами вынимается с обоймой и шариками сепаратор.
- Вытаскиваются отверткой шесть шариков.
- Отсоединяется от сепаратора обойма.
Если после демонтажа все детали в исправном состоянии узел можно собрать, предварительно вложив в его полость смазку, объемом 80 см3. Такое сложное на ВАЗ 2109 устройство ШРУСа внутреннего показывает, как сложно его разбирать и ремонтировать.
А в случае попадания грязи при повреждении защитного чехла могут прийти в негодность другие детали ШРУСа. Составные элементы изделия не взаимозаменяемы, поэтому лучшим вариантом будет для автомобиля ВАЗ 2109, замена внутреннего ШРУСа вместе с пыльником(см.Как выполняется замена пыльника).
Следы смазки, заметные на корпусе шарнира, говорят о порыве пыльника. Если масло подтекает в месте соединения КПП и приводной полуоси, то это указывает на износ сальника внутренней «гранаты», который требует замены.
Характерный «хруст» при движении авто на поворотах указывает на необходимость проверить шарниры угловых скоростей. Заметный «люфт» при покачивании руками приводной полуоси или хотя бы надорван чехол шарнира указывают на то, что нужназамена внутреннего ШРУСа ВАЗ 2109.
Как заменить внутренний ШРУС автомобиля ВАЗ 2109
Инструкция по замене внутреннего ШРУСа автомобиля ВАЗ 2109 своими руками предлагает такой порядок работ:
Совет: С коробки передач масло сливается после поднятия автомобиля. Если его качество хорошее, то оно используется второй раз, если есть отклонения от нормы лучше заменить новым, тогда это сэкономит время на выполнение такой же операции второй раз.
- Откручивается гайка ступицы.
- Нужно снять колесо.
- Открутить шаровую опору, что освободит стойку от нижнего рычага.
- Для обеспечения свободного хода наружного ШРУСа колесо нужно отвести в сторону.
- Выбивается из колеса наружная граната.
- Обе гранаты выбиваются из коробки передач.
Совет: Предотвратить попадание грязи и пыли в КП нужно прикрыть отверстие в ней.
- Осторожно, для исключения повреждения, приводной вал зажимается в тиски.
- Отпускается хомут, который пыльник удерживает на корпусе внутреннего ШРУСа. Для этого используется отвертка.
- Снимается пыльник. Его можно разрезать, если дальнейшее использование элемента будет невозможно из-за поломки.
- С приводного вала специальной направляющей, изготовленной из бронзы сбивается старый ШРУС.
- ШРУС и новый пыльник надеваются на вал.
Совет: На конце вала, со стороны внутреннего шарнира, устанавливается пластиковая заглушка.
- Внутренняя часть ШРУСа обильно смазывается смазкой.
- Нужно следить, чтобы направление привода и посадочное место изделия совпадали.
Как выполняется замена внутреннего ШРУСа на ВАЗ 2109хорошо видно на видео.
Установка приводного вала
- Монтируется новые стопорное и упорное кольца.
- После нанесения графитовой смазки на шлицы шарнира приводной вал ставится в корпус коробки передач.
Установка в КП приводного вала
- Фиксация вала в полуосевой шестерне.
- Установка узла в ступицу колеса.
- Окончательная сборка выполняется в обратной последовательности разборки.
На нашем сайте вы можете найти много полезной и нужной информации по этой теме.
Как поменять гранату на ВАЗ-2109: пошаговая инструкция, рекомендации и советы
В статье мы рассмотрим, как поменять гранату на ВАЗ-2109 и аналогичных автомобилях. К последним относятся модели 2108, 21099, 2113, 2114, 2115. Впрочем, все переднеприводные автомобили ВАЗ имеют схожую конструкцию, поэтому наше руководство можно использовать и при ремонте других моделей. Но сначала давайте рассмотрим, что такое граната, из чего она состоит и для какой цели вообще установлена на машине.
Что такое граната?
Граната – это просторечное название шарнира равных угловых скоростей, который позволяет передать движение от коробки передач автомобиля к колесам. Обратите внимание на конструкцию привода автомобиля. От коробки передач, состоящей из валов и дифференциала, идут два штока, на концах которых находятся подвижные элементы (ШРУСы). Они позволяют передавать движение на колеса, которые находятся ниже, чем ось дифференциала.
Именно с помощью подвижных шарниров удается реализовать вращение передних колес. По сути, это некое подобие крестовины, которая устанавливается на карданных валах. Вот только граната намного прочнее и долговечнее. Почему граната? Да просто этот элемент очень похож на этот снаряд и ничего более. Состоит из трех частей – внешняя и внутренняя обоймы, шарики между ними. Внутрь запрессовывается специальная смазка.
Периодичность замены
Вряд ли можно назвать точный пробег, по истечении которого нужно проводить замену гранат 2114. Во многом ресурс элементов зависит от таких факторов:
- Производителя. Отечественные и европейские гранаты служат намного дольше, нежели заполонившие в последние годы рынок китайские.
- Качество металла. Главное, чтобы металл был закален, в противном случае, очень быстро произойдет выработка.
- Стиль вождения водителя. Если вы привыкли к агрессивному стилю, то нельзя позавидовать гранатам, как, впрочем, и всему автомобилю. Ресурс элементов уменьшается.
Как увеличить срок службы?
Достаточно качественные гранаты могут прослужить 30-60 тыс. км. В некоторых случаях ресурс увеличивается в 2-3 раза. Чтобы это сделать, нужно соблюдать такие правила:
- Не нагружать элементы – резкий разгон и торможение увеличивают износ.
- Следите за состоянием пыльников – если они порвутся, то на шарнир попадет пыль, вода. Это приведет к разрушению металла.
Если своевременно менять пыльники и наносить новую смазку, то гранаты могут прослужить намного дольше. И стоит обратить внимание на то, что элементы, устанавливаемые на заводе-изготовителе, намного качественнее, нежели те, которые продаются в магазинах.
Поэтому, если вам посчастливилось стать первым и единственным владельцем девятки, следите только за состоянием пыльников и производите их замену своевременно.
Инструменты для проведения ремонта
Процедура замены гранат ВАЗ достаточно проста, но придется немного помучиться, так как сбить старый элемент с привода проблематично. Вам нужны такие инструменты:
- Набор головок и ключей. В частности, потребуется накидной ключ или головка на «30».
- Домкрат (лучше всего использовать гидравлический в паре с опорой).
- Молоток.
- Зубило. Перед тем как поменять гранату на ВАЗ-2109, ее необходимо снять, для этого потребуется расконтрить гайку.
- Емкость 4-5 литров.
- Съемник для стопорных колец.
- Тиски.
А также вам потребуется наличие нового комплекта для ремонта. Он состоит из гранаты, стопорного кольца, смазки, гайки, пыльника и двух хомутов.
Начинаем ремонт
Итак, первым делом нужно демонтировать старую гранату. Кстати, перед тем как поменять пыльник на гранате ВАЗ-2109, выполняются такие же манипуляции. Все дело в том, что его можно заменить только после того, как будет осуществлено снятие.
Без этого поставить новый пыльник попросту не получится. Вам потребуется выполнить такие манипуляции:
- На ремонтируемой стороне ослабить крепление колеса.
- При помощи выколотки нужно выпрямить грани гайки.
- Под задними колесами установите упоры, которые не позволят машине скатиться.
- Ключом на «30» сорвите гайку.
- Приподнимите на домкрате сторону автомобиля, на которой производится ремонт, снимите колесо, и установите машину на опору.
- Выкрутите полностью гайку с гранаты. Обратите внимание на то, что шайба используется при установке новой гранаты – не потеряйте ее!
- Слейте из КПП масло.
- Выкрутите два болта, которыми крепится шаровая к рычагу подвески. Проверьте состояние шарнира – если оно плачевное, то придется менять.
- Скорее всего, вам придется вытягивать палец из поворотного кулака. Наконечник может помешать снятию гранаты.
- Теперь, когда все готово, можно потянуть ступицу вместе со стойкой, чтобы освободить ШРУС.
Как снять гранату с привода?
Внутренняя граната легкими постукиваниями извлекается из коробки передач. Но нужно соблюдать одно условие – если извлекаете сразу две внутренние гранаты из коробки, делайте это поочередно. Сначала вынимаете одну, вместо нее ставите заглушку, затем вторую. В противном случае дифференциал может попросту рассыпаться. И для ремонта потребуется полностью разбирать коробку передач.
А теперь давайте поговорим более подробно о том, как поменять наружную гранату на ВАЗ-2109. Дело это не очень сложное, но потребуется сноровка. Первым делом нужно срезать старый пыльник – он вам больше не понадобится, поэтому его можно снять таким «варварским» способом. Хомуты, конечно же, тоже нужно снять.
После этого вал крепко зажимаете в тисках, чтобы граната оказалась снизу. Расположите ее так, чтобы она ровно стояла на валу – вы сможете ее быстрее сбить. Через деревянную проставку нанесите несколько резких ударов. Граната должна без проблем сойти с вала. Наносить удары металлическими предметами нельзя, так как можно разрушить целостность элемента. При замене гранат на ВАЗ-2114 необходимо приводы снимать полностью, это позволит существенно упростить ремонт.
Установка новых шарниров
И остался заключительный этап – установка новых шарниров на привод. О том, как поменять гранату на ВАЗ-2109, вы уже почти знаете все. Осталось поставить новый элемент.
Сначала промываете вал, избавляетесь от пыли, остатков смазки, затем надеваете новый пыльник. Далее выполняете такие манипуляции:
- Ставите новое стопорное кольцо.
- Аккуратно, стараясь не повредить, надеваете гранату на вал. Чтобы она села, нужно нанести несколько резких ударов через проставку из дерева.
- Под пыльник и на внутреннюю часть шарнира нанесите смазку. Кстати, в комплекте идет небольшое количество, рекомендуется добавить еще немного.
- Фиксируете пыльник при помощи двух хомутов.
После того, как соберете весь привод, можно приступить к его установке на автомобиль. Работа выполняется в обратном порядке. Сначала ставите на место внутренний ШРУС, затем внешний.
Затяните гайку и зафиксируйте ее при помощи зубила. Чтобы не появилась коррозия, на гайку можно нанести небольшое количество “Литола” и закрыть ее колпачком. Теперь вы знаете, как поменять гранату на ВАЗ-2109 самостоятельно. Процедура не займет много времени, зато вы сможете сэкономить круглую сумму. В мастерских запросят за ремонт примерно столько же, сколько стоит комплект шарниров (около 1000 рублей).
Как произвести замену шрусов на ВАЗ-2109
Вероятные неисправности
В просторечье рассматриваемый узел многие владельцы ВАЗ именуют «гранатой» – именно на нее он внешне очень походит.
Чаще всего ШРУСы ломаются после того, как повреждаются пыльники. В этом случае в них начинает попадать грязь, песок и прочее. Посторонние частицы быстро разрушают узел, и его, разумеется, приходится менять.
Если испорченный пыльник будет обнаружен своевременно, то серьезной беды удается в большинстве случаев избежать. После его замены, ШРУС останется только промыть и вернуть на место. Когда же проблема остается вне поля зрения автовладельца ВАЗ, то велика вероятность, что граната придет в негодность буквально через 2-3 сотни километров пробега.
Признаком отказа ШРУСа становится характерный звук, напоминающий хруст гравия. Он возникает исключительно при повороте и наборе скорости. Подобный сигнал является основанием для неотложного осмотра шарнира и его замены.
По счастью, новый элемент стоит относительно дешево и продается практически в любом автомагазине. Однако экспериментировать не следует – берите лишь детали, изготовленные строго для ВАЗ-2109.
В целом заменить шарнир самостоятельно вовсе не трудно – достаточно обладать хоть небольшим опытом ремонта и базовым набором инструментов.
ШРУС – разновидности
В ВАЗ-2109 есть две пары ШРУСов:
Эта особенность схемы позволяет сохранить вращение колес как во время постоянной нагрузки на подвеску, так и при вхождении в повороты. Внутренний элемент отвечает за первую из упомянутых задач, а наружный ШРУС, соответственно, за вторую.
Замена наружного ШРУСа
Перед началом работы следует выяснить, какой именно ШРУС вышел из строя. Замена внутреннего элемента заметно отличается от аналогичной процедуры, касающейся наружного.
Как отмечалось выше, своевременно поменяв пыльники, в большинстве случаев удается избежать необходимости установки новых гранат. Если момент не упущен, то будет достаточно снять шарниры, а затем их:
- вымыть в бензине;
- смазать;
- вернуть на место.
Однако если проблема была выявлена с опозданием, то ШРУСы наверняка придется поменять.
- установите машину на ручной тормоз и дополнительно подставьте под колеса стопоры;
- чуть приподнимите автомобиль домкратом и демонтируйте колесо;
- торцевым ключом свинтите со ступицы гайку (иногда, чтобы сорвать ее с места, потребуется несколько раз ударить монтировкой);
- отсоедините шаровую опору (удерживается снизу двумя болтами на 17 мм);
- вытащите рулевой наконечник из стойки;
- выверните руль для того, чтобы старый шарнир смог выйти без сложностей;
- молотком выбейте втулку ШРУСа из ступицы;
- старый пыльник просто разрежьте и снимите;
- внутреннюю часть гранаты (если она выпала) с помощью монтировки снимите с привода;
- натяните пыльник, помогая ему тонкой отверткой встать на место, и отогните его на привод, чтобы не мешал;
- стопорное кольцо от нового шарнира наденьте на привод (на его конце есть специальный паз);
- выдавите в гранату половину пакетика смазки (идет в комплекте);
- навинтите на втулку узла старую гайку (она защитит резьбу от повреждения);
- несколькими сильными ударами посадите ШРУС на привод до упора;
- остаток смазки поместите в основание пыльника;
- натяните резинку на ШРУС;
- прижмите пыльник одной рукой, а второй вращайте гранату, чтобы смазка распространилась по детали;
- зафиксируйте внешний и внутренние края резиновой защиты металлическими хомутиками (в комплекте не идут);
- свинтите старую гайку;
- верните на место ступицу;
- прикрутите шаровую опору;
- установите колесо.
Как поменять внутренний ШРУС
Для работы с внутренним ШРУСом придется полностью освободить весь привод. Первый этап:
- загоните машину на яму;
- слейте масло из КПП;
- снимите колесо;
- отвинтите гайку, удерживающую ступицу;
- вытащите палец рулевого наконечника;
- освободите привод;
- с помощью долота или крепкой отвертки выбейте внутренний ШРУС;
- осторожно извлеките привод;
- осмотрите сальник коробки передач – если он пропускает масло, то поменяйте и его;
- зажмите весь узел в тиски;
- снимите пыльник;
- удерживая ШРУС рукой за штырь, ударами молотка по обойме снимите его с привода;
- в новый элемент запустите специальную смазку (здесь ее понадобится вдвое больше, чем в случае с наружным);
- установите пыльник;
- ударами молотка насадите исправный шарнир на привод;
- верните узел в сборе на место;
- внутренний ШРУС вставьте в коробку передач;
- покрутите его, пока не услышите характерный щелчок, свидетельствующий, что он попал в шлицы;
- вылезайте из ямы;
- вставьте пробойник во втулку наружного ШРУСа;
- несколькими сильными ударами молотка вбейте внутренний шарнир в КПП (обратите внимание – ход довольно длинный);
- спуститесь в яму и убедитесь, что все встало на место;
- наденьте стойку со ступицей на наружный шарнир;
- закрутите гайку;
- зафиксируйте шаровую опору;
- присоедините рулевой наконечник;
- залейте масло в КПП;
- установите колесо.
Как нетрудно убедиться, поменять ШРУСы на рассматриваемой модели ВАЗ относительно просто. У квалифицированного слесаря вся работа занимает не более 20 минут. Самый сложный момент – это демонтаж внутреннего шарнира, но, по счастью, он выходит из строя очень редко, поскольку на этот элемент приходится меньше нагрузок.
Важно также приобрести качественные шарниры – в этом случае вы гарантированно проедете не одну тысячу километров до того, как придется вновь их менять. Также советуем крепить пыльники по краям металлическими хомутиками (продаются в сантехнических магазинах) – так резинка фиксируется лучше и надежнее защищает детали от загрязнений.
Замена шруса ВАЗ-2109: порядок действий
Переднеприводные автомобили имеют в своей конструкции такие элементы, как шарниры равных угловых скоростей, а если сокращенно – ШРУСы. На ВАЗ-2109 замена этих элементов производится довольно просто, но потребуется наличие небольшого опыта и специального инструмента. Без этого выполнить ремонт вряд ли получится. Также желательно заранее приобрести новые элементы – в зависимости от того, какие финансовые возможности у вас, можно купить приводы в сборе или же отдельно ШРУСы (их еще называют гранатами за внешнее сходство с этим оружием).
Признаки неисправностей ШРУСов
Чаще всего производится замена наружного ШРУСа ВАЗ-2109, так как у него ресурс примерно втрое меньше, нежели внутреннего. Но алгоритм проведения ремонта в целом похож.
Даже для установки новых пыльников потребуется полностью демонтировать привод – так намного удобнее работать. Чтобы определить поломки гранат, нужно сделать такие манипуляции:
- Вывернуть руль влево до упора.
- Тронуться с места и прислушаться, есть ли посторонние звуки.
- Вывернуть руль вправо до упора, после чего опять тронуться с места и прислушаться к звукам.
Если появится характерный хруст, нужно менять гранату. Ремонтировать ее бесполезно – восстановлению эти элементы не подлежат. Если неисправны оба ШРУСа – внутренний и внешний, то проще окажется установить новый привод в сборе. По крайней мере, не будет проблем со сбиванием старых гранат.
Диагностика привода
Но хруст может появиться и при разрушении других элементов подвески – шаровых, наконечников тяг, подшипников. Поэтому прежде чем производить замену ШРУСа на ВАЗ-2109 своими руками, сделайте полную диагностику подвески и ходовой части. Вполне возможно, что потребуется ремонтировать не только гранаты. В целом диагностика выглядит следующим образом:
- Устанавливаете автомобиль на смотровой яме, эстакаде, подъемнике. Надежно его нужно зафиксировать, чтобы он не скатился.
- При помощи монтажной лопатки проверьте люфт привода – если он большой, при движении слышно, как стучат шарики, потребуется менять элемент.
- Заодно проверьте состояние шаровой опоры – надежность у них не очень высокая, а дороги оставляют желать лучшего.
- Осмотрите визуально состояние пыльников на всех гранатах – именно от них зависит то, как долго прослужат приводы.
Если нет признаков поломок гранаты, но имеются небольшие порезы пыльника, можно осуществить разборку и промывку элемента. Также в обязательном порядке осуществляете замену пыльника ШРУСа и смазки. При необходимости устанавливаете новые хомуты.
Инструмент для ремонта
Чтобы самостоятельно снять ШРУСы на девятке или любом другом автомобиле, нужно иметь под рукой следующий инструмент:
- Накидной ключ на «30» или головку с крепким воротком.
- Молоток и зубило.
- Баллонный ключ.
- Набор ключей накидных и головок.
- Проникающая смазка типа WD-40.
- Емкость не менее 5 литров.
- Маркер или металлическая чертилка.
- Домкрат, опора и противооткатные башмаки.
Также может потребоваться болгарка, дрель, сверла, и прочие атрибуты. Работа может осложниться, если приводы никогда не снимались – резьбовые соединения загрязняются, что усложняет разборку.
Подготовительные работы
Перед тем как осуществить замену пыльника ШРУСа или самой гранаты, нужно выполнить несколько подготовительных действий. Без этого снятие невозможно. Обратите внимание на то, что нельзя вынимать одновременно оба внутренних шарнира – это приведет к разрушению механизма дифференциала.
Если конические шестерни упадут, то придется демонтировать коробку передач и полностью ее разбирать. Подготовка включает в себя следующие этапы:
- Полный или частичный слив масла из коробки передач. При снятии внутренних ШРУСов выльется масло, чтобы этого не произошло, необходимо слить хотя бы 2/3 от суммарного объема.
- Расконтривание гайки крепления ступицы переднего колеса (или обеих, если нужно ремонтировать два привода).
- Ослабление затяжки ступичной гайки и болтов на колесе. Ступичную необходимо выкручивать с помощью ключа на «30» с большим рычагом.
- Снятие колеса после установки ремонтируемой стороны на домкрате и опоре.
Выполнив подготовительные работы, можно приступать к непосредственно замене ШРУСа ВАЗ-2109.
Как демонтировать привод
Для того чтобы снять в сборе привод, нужно выполнить такие действия:
- Полностью выкрутить гайку на внешнем шарнире, чтобы освободить ступицу.
- Выкрутить гайки с болтов, которыми крепится стойка к поворотному кулаку ступицы. Это позволит двигать ступицу, чтобы освободить шарнир. Но намного эффективнее окажется выкручивать не гайки на стойке, а отсоединить шаровую опору.
- Если выкручивали шаровую, то нужно извлечь палец наконечника рулевой тяги из отверстия в кулаке стойки. Делается это при помощи специального съемника.
- Теперь нужно вытянуть внешний шарнир из отверстия в ступице. Каким способом это сделать – смотрите по ситуации. Можно использовать тонкую выколотку, но без фанатизма, чтобы не повредить механизмы. Нельзя также наносить удары молотком по оси ШРУСа – это приведет к тому, что края расплющатся и не получится снять элемент.
- После того как вытянете внешний шарнир, можно приступать к внутреннему – для его извлечения из отверстия в коробке передач достаточно нанести несколько легких ударов небольшим зубилом. Можно использовать и монтажную лопатку.
Вот и все, теперь привод полностью снят, нужно узнать и о том, как снять ШРУС на ВАЗ-2109.
Замена ШРУСов
Самое главное теперь – сбить старый шарнир (или оба, если меняете и внутренний). Для этого потребуется сам привод крепко зажать в тисках, чтобы демонтируемый шарнир был направлен вниз. Наносите резкие и сильные удары молотком, чтобы сбить шарнир. Если осуществляется только замена пыльников, старайтесь все работы проводить аккуратно, чтобы не повредить элементы.
Но если при замене ШРУСа ВАЗ-2109 возникли неприятности и старый шарнир не хочет сбиваться, потребуется пойти на крайние меры. При помощи болгарки необходимо разрезать внешнюю обойму, чтобы освободить всю внутреннюю часть. После этого вы получите доступ к стопорному кольцу на приводе, сняв которое можно полностью разобрать элемент.
Установка новых шарниров производится в обратном порядке. Сначала ставите пыльники, затем стопорное колечко и надеваете гранату. Аккуратно ударяете по ней через деревянную проставку, чтобы она зафиксировалась на кольце. Монтаж привода производится без каких-либо особенностей.