Какое оптимальное давление в шинах автомобиля
Какое давление должно быть в шинах?
Давление в шинах автомобиля нужно проверять хотя бы один раз в неделю. Современные бескамерные покрышки очень чувствительны к давлению, поэтому его снижение или повышение в шине всего на 15-20% может увеличить её износ до 30% и негативно повлиять на безопасность езды. Ямы, лежачие полицейские, бордюры – от проезда по ним давление в шинах падает.
Мы расскажем вам о том, какое давление должно быть в шинах автомобиля зимой и летом, и как его изменение влияет на поведение машины на дороге и на износ протектора покрышки.
Ниже по тексту вы найдете таблицы давления в шинах автомобилей по маркам и размерам колёс, в которых представлены наиболее популярные в России модели машин.
А разобраться со всевозможными обозначениями на колесах вам будет намного проще, имея под рукой расшифровку маркировки шин (индексы конструкции, скорости, нагрузки шин, и прочее).
Оптимальное давление в шинах автомобиля
Основная задача автомобильных шин – обеспечить эффективное сцепление машины с дорогой. При нормальном давлении воздуха в шине нагрузка в пятне контакта колеса с дорогой распределяется равномерно, благодаря чему износ покрышек происходит равномерно, автомобиль хорошо управляется и расход топлива находится в пределах нормы.
Существует три возможных варианта, при которых давление в шинах будет не оптимальным:
- Повышенное давление (шины перекачаны);
- Пониженное давление (шины недокачаны);
- Разное давление во всех колесах.
Проверяют давление в шинах специальным шинным манометром. Делать это нужно только на холодных шинах, то есть до выезда со стоянки или гаража.
В случае обнаружения отклонений от нормы давления в какой-либо из шин (смотрите ниже в таблице, какое давление должно быть в шинах у вашего легкового автомобиля), такое колесо необходимо либо подкачать, либо выпустить из него лишней воздух – то есть надо привести давление в норму. В одной из своих статей мы уже рассказывали о том, какой автомобильный компрессор лучше для накачки шин.
Стоит отметить, что давление в шинах зимой должно быть точно таким же, как и летом. Но ввиду резкого перепада температур, в зимний период времени к контролю давления воздуха в колесах нужно подходить более ответственно.
Накачивать колеса лучше на улице. Также не забывайте проверять давление в шинах при значительных изменениях температуры окружающей среды, и при необходимости – его корректировать:
- если на улице похолодало, то давление в покрышках снизится,
- а когда потеплеет – оно повысится.
Следует также помнить, что во время движения автомобиля покрышки нагреваются, воздух в них расширяется, и давление растет, а управляемость и тормозные свойства меняются.
Повышенное давление в шинах
При повышенном давлении в шине, нагрузка в местах соприкосновения колеса с дорогой в большей степени действует на центральную часть протектора покрышки, тем самым вызывая неравномерный износ шины.
На перекачанных колесах автомобиль хуже тормозит! Это происходит потому, что если шины перекачать, то пятно контакта с дорогой уменьшается, а значит, уменьшается и сила трения, удерживающая машину от скольжения. При этом тормозной путь заметно увеличивается.
Всего за двадцать минут езды, максимально агрессивно проходя повороты, давление в шинах автомобиля может увеличиться на 0,5 атмосферы. А в длительных поездках на высокой скорости давление в покрышках может возрастать и вовсе до 4-5 атмосфер. И современные шины на это рассчитаны.
Но если на покрышке есть грыжа или порез, то она может нагреться и взорваться на ходу. А на дороге – это катастрофа.
Пониженное давление в шинах
Спущенные всего на пол атмосферы колеса меняют поведение автомобиля и значительно раньше срока приходят в негодность. При пониженном давлении нагрузка на поверхности шины распределяется неравномерно. В таком случае повышенному износу подвергаются боковые стороны покрышки в месте контакта шины с дорогой.
Боковины спущенных покрышек мягче, и при повороте руля подминаются. Траектория диска и шины не совпадают, поэтому автомобиль реагирует на руль с опозданием.
Более того, если давление в шинах снижено, то колесо на крутом повороте может и вовсе разбортироваться. Поэтому очень важно регулярно проверять давление в шинах и поддерживать его в предалах нормы.
Это особенно актуально в зимний период времени, так как на морозе давление в шинах легко может упасть на 0,3 (а то и на 0,5) атмосферы.
Стоит также иметь ввиду, что низкое давление воздуха в колесах ведет к повышенному расходу топлива. На всякий случай напоминаем, что на нашем сайте есть отличная подборка советов, как уменьшить расход топлива на автомобиле – обязательно почитайте, наверняка, вы найдете для себя что-то новенькое.
Разное давление в шинах автомобиля
Наиболее распространенная ситуация среди водителей, это когда давление во всех колесах разное. Причин может быть множество, например:
- Неисправные золотники;
- Неравномерный износ покрышек;
- Или, возможно, колесом вы поймали гвоздь.
При экстренном торможении в таком случае коэффициент сцепления с дорогой у накачанных и приспущенных колес будет разный, что с высокой степенью вероятности приведет к заносу или развороту машины поперек дороги.
Если машину даже немного начинает вести в сторону, есть повод проверить, как накачаны колеса. И помните, что вечных шин не бывает. Даже за очень хорошей резиной нужен уход.
Таблицы давления в шинах по марке автомобиля и размеру колес
Ниже мы приводим таблицу давления в шинах отечественных автомобилей ВАЗ, ГАЗ и УАЗ. Если вам нужна таблица давления в шинах для иномарок, то вы можете её скачать по этой ссылке.
Давление в шинах: ваша норма
Каким должно быть давление в шинах автомобиля? Нуждается ли оно в корректировке и что будет, если изменить давление в ту или иную сторону?
Замена колеса
Разговор двух подруг:
— Алло, у меня колесо спустило!
— Нет, только снизу…
Закон есть закон
Начнем с банальностей. Давление должно быть таким, какое указал производитель автомобиля. А поскольку среднестатистический современный водитель подобной информацией обычно не владеет, специально для него «шпаргалку» с нужными циферками вешают на среднюю стойку кузова с водительской стороны или на крышку лючка бензобака.
Инструкция — давление в шинах
Важный момент: мерить давление следует только на холодных шинах. Кстати, специально для педантов: холодные шины — это такие, на которых автомобиль пробыл без движения не менее 5 часов.
Инструкция — давление в шинах
Поскольку автопроизводители допускают применение шин разных типоразмеров, то и давление при этом может требоваться разное. Кроме того, давление в передних и задних шинах имеет право как различаться, так и быть одинаковым.
Инструкция — давление в шинах
В чем опасность?
Повышенное давление — это перенапряжение нитей корда, повышенный износ средней части протектора. Кроме того, при езде по плохой дороге удары, которые передаются на подвеску и кузов, станут ощутимее для седоков. При попадании в яму растет вероятность разрыва шины.
Неодинаковое на всех четырех колесах давление — страшнее всего! Автомобиль во время движения при этом неизбежно уводит в сторону колеса с более низким давлением — фактически начинается движение боком.
Как часто проверять?
Накачка колеса
По-хорошему, проверять давление в шинах нужно хотя бы раз в месяц. А уж перед дальней дорогой — просто обязательно.
Сезонные колебания
Давление воздуха в замкнутом объеме меняется приблизительно на 0,1 бара на каждые 10 градусов изменения температуры. Это позволяет, установив летние колеса в апреле, не переживать за давление в них до конца августа, когда температура воздуха начинает падать. Подкачав колеса в конце лета, можно уже дотянуть до сезонной смены. А вот установив зимнюю резину в октябре, с первыми заморозками следует проверить давление еще пару раз: когда температура опустится до минус десяти, пятнадцати и при переходе за минус двадцать. Зато с середины зимы и до момента смены колес на летние — опять период расслабления.
Электронные мозги
Все чаще за нас думает электроника. Сейчас на части серийных автомобилей устанавливают систему контроля давления в шинах. Причем некоторые просто считывают обороты колес через датчики АБС: ведь спущенное колесо вращается быстрее, поскольку его радиус меньше, чем у накачанных колес. А еще существуют датчики, оценивающие величину давления воздуха и по радиоканалу отправляющие информацию «мозгам» автомобиля. Такие устройства можно приобрести и отдельно: датчики — в колеса, а приемник — в салон автомобиля.
Кстати, многое зависит от дороги, по которой предстоит ехать.
Mazda 6
Перегруз
Перегруз обсуждать не хочется: это, согласитесь, не дело. Но, к сожалению, многие сознательно несколько раз в году перегружают автомобиль, не только забив под завязку салон и багажник, но и присоединив прицеп, который дополнительно нагружает задние колеса тягача. В таких случаях советуем поднять давление хотя бы в задних шинах на 0,2–0,3 бара. Шины будут вам только благодарны.
Контроль на ноль
Если сомневаетесь в точности своего манометра, то советуем для проверки сразу после выезда с шиномонтажа, где вам выставили заведомо нужное давление, померить его собственным измерительным прибором (отдельным или в составе компрессора). Так вы определите, сильно ли «врет» ваш манометр. На будущее, прямо на циферблате можно поставить метку верного значения.
Манометр
Игра на понижение
Если жуткий гололед застал вас на летней резине, допустим, на даче, и надо любыми силами проехать какое-то расстояние по абсолютно обледенелой дороге, то стоит сбавить давление в шинах приблизительно до величины 1,6 бара. Вредно для шин? Да. Но авария обойдется дороже. К тому же в такой ситуации большой скорости ждать не приходится, да и перегрев шин при околонулевой температуре скорее всего не случится.
Хочу быть Т-34!
Все знают, чем была обусловлена отменная проходимость советских танков? Правильно: широкими гусеницами, то есть низким давлением на грунт. Мы же, обладая обычным, не полноприводным автомобилем, тоже способны обеспечить ему схожую проходимость. Если колеса автомобиля проваливаются в песок, в снег или липкую грязь, то имеет смысл снизить давление в шинах. Причем не только ведущих, но и ведомых колес.
Infiniti
В совсем уж критической ситуации, если вы знаете, что у вас достаточно узкий диск и относительно широкая покрышка (у такого колеса вероятность саморазбортировки ниже), можно снизить давление и до 1,0 бара.
езда по траве
Снижение давления бывает полезно и в других случаях — например, для преодоления диагонального вывешивания. Если снизить давление в колесах, на которые опирается автомобиль, их высота уменьшится и появится шанс «зацепиться» вывешенными колесами. Разумеется, если машина уже легла на днище, то снижать давление поздно — это только помешает.
Болотоход
В общем, давление в шинах, как и в сосудах, лучше держать в норме. При любых отклонениях есть свои негативные последствия. Расскажите, приходилось ли вам корректировать давление в шинах для улучшения проходимости?
HULIGGAN › Блог › Какое давление в шинах оптимально?
Многие из нас вспоминают о давлении в покрышках два раза в год. Когда шиномонтажник при замене зимних колёс на летние (или наоборот) вдруг спрашивает: «Скока качать-то?». А правда, сколько? Вроде бы всё просто — любая машина имеет на лючке бензобака, в проёме водительской двери или на её торце специальную наклейку. Она даёт рекомендации чуть ли не на все случаи жизни: как сильно надувать шины в зависимости от их размера, загрузки автомобиля, а нередко и от времени года.
Какое давление в шинах оптимально?
Какое давление качать в шинах? Отталкиваться разумеется нужно от рекомендаций производителя автомобиля — таблица значений давления в шинах в зависимости от типоразмера и фактической загрузки автомобиля обычно наклеена на люке бензобака или на боковой стойке в проеме дверцы водителя. Вообще, правильный ответ на вопрос о давлении в колесах таков: качать нужно именно так, как требует производитель автомобиля, не больше и не меньше, и в Интернете есть множество обоснований этому правилу, и практически все они логичны и правильны.
Тем не менее, реалии жизни автолюбителя на территории постсоветских стран не всегда подходят, к сожалению, под это незыблемое в Европе правило и по моему мнению, давление в шинах можно и нужно немного адаптировать к своей индивидуальной ситуации. В частности, если автомобиль преимущественно эксплуатируется на городских улицах с не слишком качественным покрытием, я считаю вполне допустимым зимой «спустить» шины на 10-15%, летом – на 5-10% в зависимости от состояния дорог, по которым Вы обычно ездите. По факту это означает, что я качаю колеса с минимальным давлением, предусмотренным для полностью незагруженного автомобиля (а зимой даже немного ниже), несмотря на то, что в моей машине часто ездят пассажиры и багаж.
Если у Вас иномарка, Вы должны понимать, что требования к давлению шин, написанные на лючке бензобака (или на боковой стойке водительской двери) рассчитаны на эксплуатацию автомобиля на дорогах с некими средними показателями. Причем показатели эти, скажем в Европе или США, существенно отличаются от постсоветских стран. Дороги у нас объективно хуже. В первую очередь речь идет о ровности дорожного покрытия. И особенно это актуально именно зимой, когда на плохо очищаемых дорогах остаются островки намерзшего льда и грязевой каши.
Как количество ям и покрытие вида «стиральная доска» влияет на давление в шинах, спросите Вы? Ведь производители шин и автомобилей пишут целые трактаты о преждевременном износе недо- и перекачанных шин и ущербе для безопасности вождения?
Да, это так. Недокачанная шина изнашивается быстрее и на ровной дороге ведет себя не так уверенно (управляемость и устойчивость к заносу). Но в некоторых ситуациях приспущенные колеса могут спасти машину, помочь выбраться из сугроба или болота, а также существенно продлить жизнь подвеске автомобиля. Поэтому в наших условиях, давление в шинах – это в известной степени компромисс.
Что происходит, когда давление в колесах ниже нормы?
Сразу следует сказать, что больше, чем на 15% «опускать» давление в шинах решительно бессмысленно и опасно – это уже не принесет никаких дополнительных преимуществ, а безопасность существенно пострадает, поэтому рассмотрим, какие плюсы и минусы от занижения давления в колесах именно в пределах 5-15% (от нормы, указанной автопроизводителем).
Итак, при снижении давления в шинах происходит примерно следующее:
1. Увеличивается пятно контакта шины с дорожным покрытием, причем увеличивается оно за счет той площади шины, которая вообще не предназначена для контакта с дорогой (боковые поверхности). Но это в том случае, если давление существенно ниже нормы. Если же спустить давление всего на 10-15% и протектор не сильно изношен – просто изменится распределение нагрузки на протектор, и он будет изнашиваться не равномерно, т.е. быстрее износ протектора будет происходить по краям. Внедорожная проходимость шины при этом увеличивается за счет снижения удельного веса автомобиля, который приходится на единицу площади пятна. Еще одно последствие, связанное с увеличением площади пятна контакта – увеличение расхода топлива (правда, если речь идет об указанных 5-15% снижения давления – разницу в расходе топлива Вы врядли как-то почувствуете).
2. Колесо становится «мягче». За счет меньшего давления снижается упругость и шина в большей степени «поглощает» неровности дороги, передавая гораздо меньшие нагрузки на ключевые узлы подвески – рычаги, шаровые опоры, наконечники рулевых тяг и опорные подшипники амортизаторов. При этом сама поездка по ухабам становится в разы комфортнее, а тормозной путь на неровном дорожном покрытии уменьшается. Есть и негативное последствие – страдает управляемость и устойчивость на дороге. Но, если Вы не любитель «выжать» из машины все, на что она способна — Вы этих изменений не почувствуете.
Таким образом, сознательно занижая давление в шинах, скажем, на 5%, 10% или 15% от рекомендованного автопроизводителем в условиях плохих дорог, Вы приобретаете повышенный комфорт, продлеваете срок службы подвески автомобиля и несколько повышаете эффективность торможения на плохом дорожном покрытии, но при этом шины изнашиваются быстрее, ездить нужно осторожнее и расход топлива несколько увеличится. Поступать так или нет – решать Вам.
Еще раз уточню: данная статья не является рекомендацией к действию, ибо, как было указано в начале, правильным и безопасным является только давление, рассчитанное производителем автомобиля. Поэтому все, что Вы прочитали выше следует рассматривать исключительно, как частное мнение. Помните, что в любом случае вся ответственность за любые последствия Вашего решения о том, какое давление накачать в шинах лежит только на Вас и ни на ком другом.
Перекачанные шины – экономия топлива?
Бытует мнение, что превышение указанного автопроизводителем давления в шинах может обеспечить существенную экономию топлива. На самом деле, топливо действительно экономится, но в крайне малых количествах, которые не составят даже 5%. Вместе с тем, перекачанная шина сделает Вашу машину намного более жесткой (снизится комфорт и увеличится нагрузка на подвеску), менее управляемой и увеличит тормозной путь. Все это – за счет уменьшения пятна контакта шины с дорогой, увеличения упругости и искажением распределения нагрузок на протектор. Кроме того, перекачанная шина будет изнашиваться неравномерно и намного быстрее.
Поэтому, смысла в перекачивании шин решительно никакого нет – то, что Вы сэкономите на топливе – потом сторицей придется вернуть в автомагазин и СТО при преждевременном ремонте ходовой части, а также преждевременной замене шин.
В каких единицах измеряется давление в колесах?
Итак, рекомендованное давление в шинах автопроизводители, как правило, указывают либо на внутренней стороне лючка бензобака, либо на боковой стойке в дверном проеме водителя. Наиболее понятная для нас единица измерения – Бар (или Техническая атмосфера) – именно в этих единицах считают давление в колесах манометры шиномонтажных мастерских. Но такая система измерения давления в шинах принята не во всех странах, поэтому, существует еще один стандарт, исчисляемый в загадочных PSI, что нередко ставит в тупик новоиспеченных владельцев автомобилей, в которых рекомендованное давление указано именно в этих единицах.
Не вдаваясь в детали, просто скажем, что PSI – это фунты на квадратный дюйм, и для получения значения давления в технических атмосферах, PSI нужно разделить на приблизительно 14,5 (точные коэффициенты тут никому не нужны, ибо разница не покроется погрешностью манометра). Справа — таблица соответствий наиболее распространенных рекомендованных значений давления PSI – Бар
Перед началом летнего сезона, и сменой колес задался вопросом, а каково должно быть оптимальным давление в шинах при смене радиуса и ширины тапок (на родной размер шин можно посмотреть на рекомендации от производителя авто), и собственно наткнулся на вот такую табличку
Немного перевода иероглифов:
— Всегда проверяйте давление через 100 км после того как накачали колёса.
— Для 80, 70 и 65 профиля давление 1,8-2,0
— Не накачивайте шины более 3,0 атм
— Если на автомобиле есть табличка рекомендованного давления для шин, качайте колёса по этой табличке.
Возможно информация станет кому то полезной, просто оставлю это здесь, вдруг кому поможет
Каким должно быть давление в шинах – смотрим по таблице!
Всякое транспортное средство имеет свои особенности и показатели, на которых базируются требования к обслуживанию и эксплуатации. Внутрикамерное давление также подбирается по типу шин, модели автомашины и сезонности резины. Чтобы выяснить, какое значение является нормой для конкретного ТС, стоит воспользоваться таблицей давления в шинах автомобилей.
Следует серьезно подойти к этой проблеме – неправильно подобранное давление может спровоцировать разрыв покрышки, потерю управляемости, занос на скользком дорожном покрытии и многие другие неприятности.
В чем измеряется давление в шинах
Единиц измерения давления в шинах существует несколько – из-за этого происходит путаница, так как значения в разных единицах не соответствуют друг другу.
Используют такие единицы:
- килограммы на сантиметр в квадрате (кг/см2);
- бары (bar);
- атмосферы (атм);
- килопаскали (кПа).
Также в последнее время получила распространение новая единица измерения – PSI (фунт на дюйм в квадрате). Чтобы узнать, какой тип измерения применим к конкретным покрышкам, необходимо изучить руководство по эксплуатации или проверить маркировки на боках покрышки – там должна быть указана нужная информация.
В сервисах имеются измерительные приборы разного назначения, однако в домашних условиях иметь такой «арсенал» нереально, поэтому приходится переводить одни показания в другие.
1 бар = 1 (1,02) атм
1 кг/см.кв. = 0,98 бар
1 кг/см.кв. = 101,3 кПа
Рассчитать точные значения можно, воспользовавшись специальным калькулятором, который легко найти в сети на специальных сайтах.
Оптимальное давление в шинах автомобиля
Чтобы понять, какое давление должно быть в шинах, следует учесть особенности конкретного автомобиля.
На показатели влияют следующие факторы:
- модель/марка машины;
- диаметр колеса;
- вес автомобиля и его грузоподъемность;
- сезонная разновидность покрышки;
- стиль вождения и особенности дорог.
Что касается характеристик самого автомобиля, узнать о давлении можно, найдя специальную памятку на двери со стороны водителя или на люке топливного бака. Там указывается, какое нужно давление, исходя из грузоподъемности машины.
Какое давление в шинах зимой должно быть? Таким же, как и в летний период, однако в процессе эксплуатации оно может отличаться. В первую очередь, это связано с тем, что низкая температура снижает интенсивность нагрева покрышки и, следовательно, расширение газа внутри нее. Желательно производить накачку в соответствии с рекомендациями производителя, однако многие автомобилисты исходят из ходовых качеств своих авто.
Например, часто практикуется такой прием, когда давление в шинах автомобиля зимой не доводится до нормы – то есть их недокачивают на 10 – 15%. Такой прием позволяет сделать резину как бы мягче и увеличить пятно контакта с дорожным полотном, что улучшает проходимость автомобиля на зимней плохо очищенной дороге. Но если давление в зимних шинах чуть ниже рекомендованного, у автомобиля снижается управляемость.
Несмотря на то, что производитель не рекомендует допускать подобное, такая практика продолжает жить. И не только в зимний период. В теплую погоду подобный прием пользуется популярностью в условиях бездорожья. Но так как зимой и летом давление рознится, то в теплую пору шины часто недокачивают примерно на 6 – 10%.
Давление в шинах автомобиля: таблица
Давление в шинах автомобиля зависит не только от характеристик машины, но и от положения колес. Зачастую по степени накачки передние и задние колеса различаются, и это важно учитывать. Также важен размер покрышек – давление колеблется в зависимости и от этого показателя.
Дабы не навредить машине, лучше использовать таблицу давления в шинах по марке автомобиля и ее модели.
Ниже приведена таблица давления в шинах автомобиля для наиболее распространенных моделей авто и типоразмеров покрышек. По таблице легко определить оптимальные показатели как для передних, так и для задних колес автомашины.
Какое должно быть давление в шинах автомобиля?
От того, насколько накачаны колеса, зависит множество факторов – управляемость машины и тормозной путь, а также быстрота износа подвески и самих покрышек. Чтобы найти между ними компромисс, необходимо поддерживать оптимальное давление в шинах автомобиля. Причем его величина варьируется в зависимости от модели авто, погодных условий и типа дорог, по которым приходится ездить в процессе эксплуатации. Поэтому каждый автомобилист должен знать, до какой степени нужно накачивать скаты его «железного коня».
Рекомендации производителей
В идеальном случае поддержание рекомендованного давления в шинах дает следующие преимущества:
- достигается хорошее сцепление с дорогой за счет оптимальной площади пятна контакта протектора с дорожным покрытием;
- истирание скатов происходит равномерно по всей рабочей поверхности;
- машина легко управляется и не расходует лишнее топливо;
- детали подвески не изнашиваются раньше времени.
Чтобы узнать, сколько должно быть в шинах единиц давления при разных условиях эксплуатации автомобиля, надо отыскать рекомендации производителя в виде таблички, которую принято размещать в таких местах:
- в инструкции по эксплуатации;
- в виде наклейки на крышке топливного бака;
- шильдик или наклейка в проеме водительской двери, обычно располагается на пороге или на боковой стойке.
При постоянной эксплуатации величину давления нужно проверять не реже, чем 1 раз в неделю. Для этого обязательно приобретите автомобильный манометр (если он отсутствует в комплекте авто). Для подкачки колес применяется ручной или ножной насос, более «продвинутый» вариант – мини-компрессор, действующий от бортовой электросети. Как правило, эти устройства оборудованы собственным манометром, позволяющим контролировать давление в процессе накачивания.
Небольшая путаница может возникнуть по вопросу, в чем измеряется давление внутри шин автомобиля. Дело в том, что единицы измерения, указанные в машинах иностранного производства, могут отличаться от общепринятых значений в странах постсоветского пространства. Большая часть «наших» манометров проградуирована в кгс/см 2 , МПа или атмосферах (Атм), а на табличках в иномарках вы можете обнаружить другие единицы – Бар либо psi. Соотношение между ними такое:
- 1 кгс/см 2 = 1 МПа = 1 Атм;
- 1 Атм = 14,7 psi = 1,01 Бар;
- 1 psi = 0,07 Атм;
- 1 Бар = 0,99 Атм.
Если вы решили отклониться от рекомендаций производителей в ту или иную сторону, то надо четко себе представлять последствия таких действий.
Проблемы слабо накачанных шин
Если давление в покрышках снижено на 15-25% от оптимального, что указывает производитель на табличке, то пятно контакта с дорожным полотном увеличивается. От постоянной езды на ослабленных скатах наступают такие последствия:
- Из-за прогиба средней части протектора износ больше приходится на края шины. Такая неравномерность истирания сокращает срок службы покрышек.
- Автомобиль теряет в управляемости на твердых и ровных покрытиях.
- Проседающие боковые части сильнее нагреваются, что тоже ведет к ускоренному износу колес.
- На низкопрофильной резине образуются боковые «шишки» от ударов по протектору.
- Увеличивается расход горючего, хотя на практике это становится заметно только после сравнительных замеров.
Если же резина спущена на 30-50%, то вместе с протектором дороги начинают касаться и края боковин, а они вовсе не предназначены для подобной эксплуатации. Их прогрев возрастает, отчего шины взрываются при малейшем надрезе. Вот почему езда на спущенных колесах недопустима.
Немного «прослабленные» скаты дают небольшие преимущества, которыми можно пользоваться время от времени:
- на подвеску передается меньше ударов и она служит дольше, что актуально при движении по плохим дорогам;
- машина ведет себя устойчивее в условиях гололеда и на ней легче выбраться из снежного сугроба;
- большее пятно контакта позволяет преодолеть грунтовую дорогу, слегка размытую дождем.
Постоянно спускать колеса для езды в тяжелых условиях не рекомендуется. При подобном раскладе лучше купить специальную резину с шипами (для гололеда) или с увеличенным протектором (для бездорожья).
Перекачанные колеса – тоже плохо
В отличие от предыдущего случая, превышение давления в шинах не дает никаких преимуществ и вызывает только негативные последствия:
- Площадь пятна контакта уменьшается из-за выпуклости протектора, что приводит к ухудшению сцепления с дорожным полотном.
- Снижается устойчивость и управляемость авто на любых покрытиях.
- Истирание протектора – неравномерное, резина больше изнашивается посередине, нежели по краям. Чем выше давление, тем быстрее средняя часть сотрется до самого корда, хотя по бокам протектор еще сохранится.
- Во время дождя и гололеда машина легче срывается в занос, а выехать из снежного капкана практически невозможно.
- Ускоряется износ ходовой части авто.
- Комфорт от езды – минимальный, каждая неровность дороги ощущается в салоне и на рулевом колесе.
Единственный показатель, который не ухудшается при движении на перекачанных скатах – это расход топлива. Но по сравнению с перечисленными неприятностями это слабое утешение. Лучше соблюдать оптимальное давление в шинах автомобиля, чем постоянно превышать его, как делают некоторые автолюбители. Они накачивают колеса «про запас», чтобы меньше уделять внимания своему личному транспорту. Расплачиваться приходится покупкой новой резины и дорогим ремонтом подвески (в частности, заменой стоек, шаровых опор и подшипников).
Как правильно поддерживать давление?
От неграмотного персонала некоторых шиномонтажных мастерских нередко можно услышать такое изречение – мы всегда качаем 2 Атм и ничего, всех устраивает. В подобных ситуациях надо настоять на своем, указав сотруднику на данные в табличке, либо подкачивать скаты и корректировать давление самостоятельно. При этом стоит учесть такие рекомендации:
- Контролируйте величину давления манометром 1-2 раза в неделю.
- Помните, что в летний период давление в шинах возрастает, а в зимний – снижается. Поэтому резкое похолодание или потепление на улице – это повод сделать дополнительную проверку.
- По той же причине не измеряйте давление сразу после длительной поездки, когда скаты нагрелись и еще не успели охладиться.
- Пользуйтесь таблицей от производителя и подкачивайте (или спускайте) колеса при изменении нагрузки.
- Не допускайте, чтобы правые и левые покрышки были накачаны по-разному. Из-за этого машина уходит с прямой траектории движения, а при резком торможении вас может просто выкинуть с дороги.
Своевременный контроль помогут обеспечить датчики давления в шинах.
Отдельный вопрос – установка резины других размеров, не предусмотренных заводом – изготовителем автомобиля. Любители тюнинга часто меняют штатные стоковые диски на легкосплавные большего диаметра. В результате на авто начинает врать спидометр, а давление в шинах поддерживается наугад. Перед установкой таких колес желательно проконсультироваться насчет давления с хорошим специалистом из шиномонтажного сервиса или с представителем фирмы, продающей вам новые покрышки.
Многие бывалые автомобилисты имеют собственное мнение, сколько должно быть единиц в скатах машины, эксплуатируемой по нашим дорогам. Они считают, что резину лучше спустить на 10-15% от рекомендуемого значения. Подобное мнение имеет право на жизнь, поскольку слегка спущенная шина не станет изнашиваться быстрее, зато поможет дольше прослужить деталям подвески и отсрочит дорогостоящий ремонт. Если не выходить за пределы 15%, то другие негативные эффекты (увеличение расхода горючего и ухудшение управляемости) проявляться не будут.
Рекомендуемое давление в шинах автомобиля – сколько качать?
Каждый автолюбитель в процессе эксплуатации своей машины должен обладать базовыми знаниями о его технических характеристиках и следить за текущим состоянием машины. Для комфортной езды на авто и длительного срока службы основных агрегатов необходимо вовремя менять масло двигателя, следить за расходом топлива, контролировать заряд аккумулятора и знать какое давление в шинах должно быть в определенное время года.
Часто многие водители не придают значения последнему фактору, считая, что норма давления в шинах не важна. Однако, этот показатель может серьезно влиять на проходимость, устойчивость транспортного средства и на топливный расход. Какое рекомендуемое давление в шинах должно быть? Как его проверить? — подробное описание этих и других вопросов, связанных с уходом за колесами авто, рассмотрим в этой статье.
В чем измеряется давление в шинах?
Для получения ответа на этот вопрос для начала нужно вспомнить школьный курс физики за 7-8 класс. Международно-признанной системой измерения является СИ (SI). Основной единицей измерения (ЕИ) в данной системе является Паскаль (Па) = 1Н/м2.
Существуют также производные от него:
- 1кПа = 1000 Па;
- 1 МПа = 1000000 Па.
Для удобства расчета в различных сферах жизни применяются разные ЕИ давления, базовой в которых является Паскаль. Так, в метеорологии и геологии используется Бар, 1 бар = 105Па. Для расчета физических явлений используют показатели равные 1-му давлению воздушной атмосферы на поверхность земли – 1 атм. = 101325 Па.
В технических отраслях, в том числе и для расчета давления в шинах, используют показатель, который производит давление массы тела в 1 кг на 1см2, т.е. 1кг/см2. 1 кг/см2 : 1 атм. = 98066,5 Па, в то же время 1 атм ≈ 1 бар. Ввиду широкого применения в технике кг/см2 и соотношения с атмосферным давлением воздуха, эту ЕИ еще называют технической атмосферой.
Стоит отметить, что ЕИ – кг/см2 используется для определения давления в шинах в отечественной авто-технике, в то время как за рубежом применяются внесистемные ЕИ: Бар (bar) или PSI (фунт/дюйм2).
Норма давления в шинах
Чтобы узнать какой оптимальный уровень давления воздуха в шинах для конкретной марки автомобиля достаточно посмотреть в его паспортные данные. Если документация утеряна или ее нет, то эти данные иногда отображены на некоторых запчастях автомобиля. Так, рекомендуемое давление в шинах иногда выбито на:
- внутренней части водительской двери;
- бардачке в салоне;
- лючке бензобака;
- на стойке кузова, возле водительской двери.
Почему важно знать какое давление должно быть в колесах автомобиля?
В первую очередь, нужно понимать что современные автопокрышки — бескамерные, т. е. воздухом наполняется все пространство от диска до покрышки без специальных резиновых камер, как это было ранее. Такие шины имеют высокий уровень чувствительности к давлению. Если в них снижается показатель давления примерно на 5-ю часть от нормы или наоборот повышен более чем на 20-25%, то автопокрышки быстрее изнашиваются, а езда на них становится небезопасной.
Кроме того, в результате пониженного или повышенного давления в шинах повышается топливный расход, машина теряет устойчивость, а показатели проходимости падают. В самых крайних случаях — неправильно накачанное колесо может «выстрелить» (лопнуть/взорваться). Хорошо если это произойдет когда авто стоит на месте, но если это случается во время езды — то вполне может стать причиной серьезного ДТП.
Давление в передних и задних колесах
Норма давления в шинах авто определяется его техническими характеристиками, весом и типом автомобиля. По общему правилу, давление в передних шинах и задних колесах должно быть одинаковым. Однако, накачивая шины, всегда нужно придерживаться рекомендаций завода-изготовителя авто, указанных в паспорте, на кузове или лючке бензобака. Иногда, в передне-приводных или полно-приводных авто можно встретить разные рекомендуемые нормы давления – в передних 2 атм, в задних — 2,2 атм.
Стоит отметить, что накачивая передние и задние колеса всегда нужно учитывать загруженность автомобиля. Так, к примеру, если в машине перевозятся крупногабаритные вещи в багажнике или салон полностью занят пассажирами, то естественно это увеличит нагрузку на заднюю часть автомобиля. Следовательно в таких случаях, рекомендуется накачивать шины так, чтобы давление в задних шинах было на 0,2-0,4 атм больше.
Как давление в колесах зависит от дорожных условий?
Обратите внимание, что на уровень давления в шинах помимо технических и климатических факторов также влияет качество дорожного покрытия. Это значит, что чем больше на дороге ям и неровностей, тем сильнее нагрузка на колеса. Таким образом, если водитель точно знает что дорога, по которой ему предстоит ехать — неровная и с большим количеством ям, то шины следует подкачать на 0,2-0,4 атм выше рекомендованных норм. Аналогично в ситуации с движением по бездорожью — в этом случае нагрузка на автопокрышки возрастает из-за неровной поверхности покрытия, поэтому их следует накачивать немного выше нормы.
Какое давление в шинах должно быть зимой и летом
Давление в шинах также зависит от погодных условий и времени года, в частности от температуры воздуха. Причиной этого является физическое сжатие кислорода при низких температурах или наоборот повышение объема воздушного газа в случае жары.
Обычно давление в шинах зимой и летом не очень отличается. Однако, опытные водители советуют в холодное время года делать шины немного недокачанными. Основными причинами для этого называют:
- улучшение сцепки с дорожным покрытием в гололед и повышение характеристик устойчивости т.с.;
- сокращение тормозного пути;
- смягчение нагрузки на подвесную систему авто.
В летний период давление в шинах, при прочих равных условиях должно соответствовать норме, а зимой — рекомендуется его снижать на 10-15 процентов.
Так, для легковых автомобилей с размером шин R13 летний показатель обычно равен 1,9 атм, для зимы — 1,7-1,8 атм примерно.
Как измерить давление в шинах
Наверное все хотя бы раз в жизни видели картину, когда водитель стучит ногой по автопокрышке — так он якобы проверяет состояние колес «на глаз». Не стоит повторять этот трюк и замерять давление в колесах «дедовским способом» – для этого давно есть специальные измерительные устройства, которые точно определяют уровень давление воздуха в шинах.
Основным прибором для замера является манометр. Манометры бывают разных типов и видов. Надежными считаются аналоговые (механические) со встроенным спусковым клапаном. Также есть еще электронные приборы, где вместо стрелок — электронное табло, на котором отображаются показатели давления при замере.
Кроме того, во многих современных автомобилях есть встроенные датчики, которые фиксируют давление в колесах и выводят его показатели на экран бортового компьютера. Конструктивно электронный датчик для измерения представлет собой небольшое устройство, которое закрепляется на каждом колесе, считывает информацию о давлении и передает ее на бортовой компьютер.
Также, существуют механические датчики, которые преимущественно производят в Китае. Такие приборы — это по сути манометры в миниатюре, которые выполнены в виде накрутки-колпачка на нипель автопокрышки.
Чтобы измерить давление в шинах с помощью манометра — необходимо выполнить следующие последовательные действия:
- сбросить показатель манометра в “ноль”;
- снять с нипеля автопокрышки предохранительный клапан (колпак), если он есть;
- соединить манометр с нипелем и немного нажать на него, чтобы воздух вышел в трубку прибора под давлением;
- зафиксировать показания стрелки прибора.
Последствия неправильного выбора давления в шинах
Каждому водителю необходимо точно знать какое давление качать в шинах, потому что последствия от недокачанных или перекачанных колес могут быть самые разные: от вибрации кузова автомобиля до ДТП с летальным исходом.
Так, при превышении рекомендуемой нормы давления в колесах происходит следующее:
- возрастает износ запчастей ходовой части машины, управление т.с. становится не комфортным, водитель и пассажиры могут физически ощущать все неровности дороги и ямы;
- увеличение тормозного пути, в результате уменьшения площади сцепки протектора покрышек с дорожным покрытием;
- снижается ресурс подвесной системы;
- быстрее происходит износ протектора;
- при быстрой езде на автопокрышке могут появится грыжи и выпуклости, колесо может «взорваться» и создать аварийную ситуацию на дороге.
Если колеса недокачаны:
- увеличивается топливный расход;
- машину может заносить;
- быстро изнашивается протектор;
- повреждение колесных дисков и разбортировка покрышек;
- снижение уровня безопасности;
- происходит перегрев резины, колесо может «выстрелить».
Таблицы рекомендованного давления в шинах для различных автомобилей
Помимо описанных методов как узнать норму давления в шинах, для удобства автомобилистов создали таблицы, которые содержат информацию о радиусе, типах шин и о рекомендуемом уровне давления в шинах для конкретной модели автомобиля.
Как видим, давление в шинах транспортного средства играет немаловажную роль в эксплуатации авто и влияет на безопасность езды в целом.