Kriteks.ru

Мишлен тесты зимних шин

Motor 2018: Большой тест зимних шин (205/55 R16)

Специализированное издание норвежской автомобильной федерации NAF под названием Motor опубликовало на своих страницах результаты теста зимних шипованных и фрикционных шин размера 205/55 R16, которые были проведены профессиональными испытателями шин на полигоне Test World в Ивало (Финляндия).

«Это лучшие результаты на льду, которые мы когда-либо получали», – сказал Юкка Антила (Jukka Antila), один из тестеров. Имея за плечами многолетний опыт испытаний шин, он, очевидно, знает о чём говорит. Ставить под сомнения его слова нет особого смысла, ведь в тестах зимних шин 2018 года принимала участие модель X-Ice North 4 – горячая новинка от компании Michelin, которая в размере 205/55 R16 имеет 250 шипов противоскольжения. Так состоялся её дебют в независимых сравнительных тестах.

Забегая наперёд, отметим, что помимо шиповки Michelin приятно удивить тестеров смогли нешипуемые шины Pirelli, а в число участниц теста попали новые разработки брендов Continental и Hankook, которые в сравнительных тестах 2018 года журналов Авторевю (205/55R16) и За рулём (195/65R15) уже успели урвать кусочек славы, порой и в кавычках. Впрочем, обо всём по порядку.

Список протестированных зимних шипованных моделей:

  • Bridgestone Noranza 001
  • Continental IceContact2
  • Gislaved Nord*Frost 200
  • Goodyear UltraGrip Ice Arctic
  • Hankook Winter i*Pike RS2 W429
  • Michelin X-Ice North 4
  • Nokian Hakkapeliita 9
  • Sava Eskimo Stud

Список протестированных зимних нешипованных моделей:

  • Bridgestone Blizzak WS80
  • Continental VikingContact 7
  • Goodyear UltraGrip Ice 2
  • Hankook Winter i*Cept IZ2 W616
  • Michelin X-Ice 3
  • Nokian Hakkapeliita R3
  • Nokian Nordman RS2
  • Pirelli Ice Zero FR

Как проводился тест Motor

Шины для теста по возможности приобретались в розничной сети. Если же на момент проведения тестов интересующие модели отсутствовали в продаже, то они брались непосредственно у производителей, однако в последствии для них проводятся допинг-тесты, призванные подтвердить соответствие эксплуатационных свойств авторезины, купленной в магазине и предоставленной шинной компанией. Это позволило избежать подлогов шин, которыми, например, в недавнем прошлом грешила компания Nokian Tyres.

В ходе программы испытаний все шины тестировались как на открытом воздухе, так внутри больших крытых комплексов Test World со стабильной температурой и другими условиями проведения испытаний.

Тест зимних шин от NAF/Motor проводился в 2018 году в размере 205/55 R16 с Ford Focus (модельного ряда 2017 года) в качестве тестового автомобиля.

Тестовые дисциплины

Шипованные шины

Нешипованные шины

Результаты теста

Немного о методике перевода результатов в баллы. В каждой из дисциплин лучший результат приравнивается к 100 баллам и берется за оринетир. Например, шины Bridgestone лучше всех из нешипованных покрышек тормозят на сухом асфальте, а значит именно их результат приравнивается к 100 баллам. Показатели остальных шин высчитываются в процентном соотношении.

При подсчете итоговой оценки весомость оценок на асфальте, снегу и льду составляет 40, 30 и 30 процентов. Кроме того, по мнению испытателей, характеристики торможения всегда важнее и «весят» больше, независимо от поверхности.

Шипованные шины

Лидер теста Motor 2018 года среди шипованных шин, Nokian Hakkapeliitta 9 немного шумят, но в большинстве случаев они являются гарантом полной безопасности на дорогах.

Эта новинка зимних шин сезона 2018/2019 от Michelin обеспечивает исключительную безопасность на обледеневших поверхностях.

Самые тихие шины из всех шипованных моделей шины с лучшими оценками теста на снегу.

Шины с убедительными сцепными свойствами на льду и снегу, которые при этом уступают другим шиповкам в надёжности контакта с сухим дорожным полотном.

Шины с недостаточно эффективным торможением на снегу и мокрой дороге.

Хороший выбор для тех, кто большую часть времени катается по снегу.

Шины среднего ценового сегмента с низким уровнем шума, характеристики безопасности которых на зимних дорогах соответствуют стоимости.

Стабильный уровень сцепления в сухих и мокрых условиях при худших показателях на снегу и льду.

Нешипованные шины

Новинка сезона VikingContact 7 стала лидером теста Motor 2018 года среди зимних нешипованных шин. Эти уникальные фрикционные шины подходит для безопасного использования практически во всех зимних условиях

Высокие оценки в большинстве «белых» дисциплин позволяют покрышкам Pirelli конкурировать с продукцией бренда Continental.

Идеальный выбор для городской эксплуатации.

С лучшими оценками на сухой дороге шины Nokian вполне могли бы побороться за победу в тесте.

Шины, явно ориентированные на сухую поверхность. Жаль, что в зимние месяцы это устраивает далеко не всех.

При спокойном и стабильном поведении на снегу, на асфальте проигрывает конкуренткам.

Сцепные свойства на льду крайне слабые.

Очевидно, что после таких результатов Michelin X-Ice Xi3 пора уходить на пенсию, благо заслуженную, хотя и с особенностями страны, в которой шина была изготовлена. Общее второе место Xi3 в таком-же тесте NAF 2015 года к 2018 году превратилось в седьмое. А ведь её соседки из теста 2015-го Pirelli Ice Zero FR и Goodyear Ultragrip Ice 2 свои места в финальном рейтинге 2018 года подтвердили. Разбираемся, что же случилось с Michelin X-Ice Xi3 в тесте?

Финские бюджетные шины Nordman значительно слабее новой представительницы линейки Hakkapeliita. Что не удивительно – качество соответствует цене. Последнее место теста.

Выводы

Невозможно сделать зимние шины, которые хороши при любых условиях, говорит технический специалист Shina.Guide. Все испытанные в тесте зимних шин 205/55 R15 модели, как шипованные, так и фрикционные, одновременно с хорошими характеристиками при каких-то определённых условиях имеют недостатки при других погодных условиях эксплуатации.

Хорошей иллюстрацией сказанному является новая модель 2018 года Michelin X-Ice North 4, которая получила лучшие оценки во всех ледовых дисциплинах, но дала слабину на сухом и мокром асфальте.

Помните, крайне важно выбирать шины, которые соответствуют условиям и поверхности, по которой вы обычно передвигаетесь в самое холодное время года.

«Четверка» на пятерку: тест и обзор зимних шин Michelin X-Ice North 4

«Мы начнем с сенсации», — этими словами предварялась техническая презентация новых зимних шин Michelin. Сенсация не сенсация, но шипованная модель Michelin X-Ice North 4 действительно получилась интересной.

Смелое заявление специалиста по продукту Michelin было связано с количеством шипов в новой шине. Известно, что скандинавское законодательство четко ограничивает максимальное число шипов на погонный метр шины, и связано это с минимизацией негативного воздействия шипованных шин на дорожное покрытие, что напрямую связано с экологией, к которой в странах Скандинавии относятся с особым трепетом. Но установленный законом лимит можно превзойти, если методом стандартизированных тестов доказать, что такая шина не наносит большего вреда дорожному покрытию, чем шина «в законе». Что и проделали специалисты Michelin. В результате в шине Michelin X-Ice North 4 размера 205/55R16 теперь 250 шипов, и это самая «зубастая» шина на нашем рынке. Такое решение, без всякого сомнения, увеличивает потенциал шины на ледяной поверхности. Но и это не все инновации, непосредственно связанные с шипами, которые были использованы при создании Michelin X-Ice North 4. Компания Michelin как производитель — «завсегдатай» в соревнованиях по ралли различного уровня, включая чемпионат мира. В спортивном департаменте разработчики «гражданских» шин Michelin и «подсмотрели» форму шипа. Более того, тело шипа изготовлено не из традиционного алюминия, а, как и в случае с шипом раллийным, из стали. При разработке X-Ice North 4 был еще один важный момент, связанный с местом расположения шипов в протекторном слое. Шипованная шина — изделие довольно шумное, тем более что эксплуатировать ее приходится не только на заснеженной дороге, но и на асфальтовом покрытии (что в мегаполисах составляет большую часть зимнего периода). Насколько хороша будет шина в плане акустического комфорта, во многом зависит от расположения шипов, но не факт, что такая локализация не повлияет на снижение характеристик на ледяной поверхности. В рисунке протектора Michelin X-Ice North 4 есть 1400 потенциальных позиций, где можно было бы разместить шипы, и разработчикам с помощью специальной компьютерной программы предстояло найти целый ряд компромиссов. В результате в протекторе удалось разместить по 22 линии шипов в продольном и поперечном направлении, не ухудшив при этом неплохие показатели акустического комфорта предыдущей модели X-Ice North 3, в активе которой, при том же размере 205/55R16, было 90 шипов.

Рисунок протектора, адаптированный для сверхшироких шин.

Центральная часть X-Ice North 4 представляет монолитную структуру, образованную центральным ребром и блоками протектора.

Но в арсенале зимней шины должны быть не только высокие характеристики сцепления на льду, ведь ледяная поверхность — отнюдь не наиболее часто встречающееся дорожное покрытие в зимний период. Одним из важных акцентов в разработке шины стали ее характеристики на сухом и мокром асфальте. Протектор Michelin X-Ice North 4, по сравнению с предшественницей, существенно изменен. Дизайн центральной части представляет собой монолитную структуру, образованную широкими продольным ребром и блоками протектора. Это позволило сохранить стабильные характеристики шины на сухой и мокрой дороге как минимум на уровне прежней модели. Для лучшего сцепления, в том числе на снежном покрытии, в структуре протектора использованы многочисленные ламели П-образной формы. Такой профиль позволяет им быстро блокироваться, обеспечивая протектору необходимую жесткость при выполнении активных маневров. Подобные ламели ранее использовались в протекторе шины Pilot Alpin.

Читать еще:  Как сделать хорошую музыку в машине

В новинке Michelin использована П-образная форма ламели. В предыдущей модели применялись Z-образные ламели.

В шине Michelin X-Ice North 4 традиционно используется двухслойный протектор, внешний слой которого отвечает за сцепление с дорожным покрытием, а внутренний служит надежной опорой для шипов. И если конструктивно протектор не поменялся, то резиновая смесь претерпела существенные изменения. Основной фокус был сделан на смещение температурного диапазона в зону низких температур, при которых верхний слой способен сохранять эластичность. В результате шина сохраняет стабильные характеристики до температуры –65 °C. И еще один важный момент: рисунок протектора Michelin X-Ice North 4 был адаптирован с учетом больших типоразмеров (начиная с ширины 275), которые снабжены дополнительными блоками протектора. Это было сделано для более равномерного давления в пятне контакта.

Форма нового шипа обеспечивает более глубокое проникновение в лед.

Слева — инновационный шип X-Ice North 4, в центре — «класический» шип, справа — шип, используемый в шинах для ралли.

Первое впечатление о новинке Michelin самое положительное, но… неполное. Короткий тест позволил субъективно (в смысле «не инструментально») оценить кондиции X-Ice North 4 на льду и заснеженной гоночной трассе, и в сравнении с конкурентами шины выглядели очень неплохо. Но есть смысл привести несколько цифр из результатов испытаний, которые проводили специалисты компании Test World по заказу Michelin. В сравнении с основными конкурентами, автомобиль с шинами X-Ice North 4 показал время круга на 3,2 секунды лучше, а его тормозной путь при торможении на льду со скорости 30 км/ч до 5 км/ч был на 3,7 метра короче. Испытатели Test World провели еще один интересный тест — на стабильность характеристик шин по мере износа. После пробега в 10 000 км шины Michelin X-Ice North 4 продолжали демонстрировать высокие характеристики акустического комфорта, а тормозной путь на льду (с 30 до 5 км/ч), по сравнению с основными конкурентами, был короче на 4,8 метра.

Длительный тест зимних шин Michelin X-Ice North 4: и качеством, и количеством

Вопросом, как создать идеальную зимнюю покрышку, люди стали задаваться с тех самых пор, как автомобиль впервые попал в аварию на заснеженной дороге. Чего только не придумывали производители шин: и сложные рисунки протектора, и необычные составы резиновых смесей, и шипы из инновационных материалов. Однако в Michelin решили пойти, наверное, самым логичным путем и создали покрышку с рекордным количеством шипов. Сработало ли столь очевидное решение и только ли в этом инновация самой передовой разработки французской компании, мы выяснили, преодолев на шинах X-Ice North 4 не одну тысячу километров.

С новинкой мы успели познакомиться еще в конце прошлого года, однако в тот раз испытания проходили в рамках заездов на автодроме «Санкт-Петербург», где были мощные полноприводные Audi в качестве «подопытных» и специально подготовленная трасса. Тогда покрышки X-Ice North 4 показали себя очень хорошо, цепко держась за лед и не допуская резких срывов автомобиля в скольжения.

Правда, контроль и устойчивость в управляемом заносе, бесспорно, важные параметры, дающие представление о поведении шины в пределе, однако в обычной жизни на первый план выходят все-таки немного иные свойства покрышек. Именно для того, чтобы узнать о реальных потребительских качествах модели, мы установили «Мишлены» на самый обычный автомобиль и преодолели больше пяти тысяч километров обычных дорог в режиме каждодневной эксплуатации.

Стоит отметить, что X-Ice North 4 французский производитель называет едва ли не самой важной новинкой в своей линейке зимних шин, представленной в России. На данный момент у нас растет спрос именно на «шиповки», а доля шипованных колес составляет почти 80%. По словам производителя, Michelin X-Ice North 4 разработана с расчетом на эксплуатацию в суровых климатических условиях и предназначена как для легковых автомобилей, так и для кроссоверов.

Инновация новой модели состоит в том, что в ней производителем применено рекордное количество шипов. К примеру, шина популярной размерности 205/55 R16 содержит аж 250 «когтей», что в два раза больше, чем в шинах этого же семейства предыдущего поколения. Да и сами шипы имеют особую форму, конструктивно схожую с шипами, применяемыми на гоночных покрышках Michelin, поставляемых гонщикам чемпионата мира по ралли (WRC). Твердосплавную вставку в таких шипах удерживает специальный обод, что препятствует соприкосновению корпуса шипа со льдом, а твердая сердцевина, в свою очередь, «впивается» в лед максимально эффективно.

Однако не стоит обманываться и думать, что качество работы новой резины зависит исключительно от количества шипов и их положения в шине. Посадочные места для шипов рассчитаны при помощи специального математического алгоритма с целью добиться высокой эффективности торможения на льду и минимизировать возможный уровень шума для комфортной езды. Программой подобрана позиция для каждого из шипов, оптимальная с точки зрения как сцепных свойств, так и комфорта.

По уровню издаваемого шума покрышки X-Ice North 4 соответствуют модели предыдущего поколения, в которой шипов было в два раза меньше. Именно шумность всех зимних шипованных покрышек является едва ли не главной претензией автолюбителей мегаполисов ко всем шинам любого производителя, ведь большую часть времени они передвигаются по сухим городским улицам.

Первые сотни километров на французских колесах позволили сделать вывод, что специалистам Michelin действительно удалось снизить назойливое гудение, свойственное большинству шипованных покрышек. Хотя, конечно, избавиться от «цокания» шипов не удалось, что и в принципе невозможно: здесь скорее стоит обращать внимание на шумоизоляцию непосредственно автомобиля.

Однако гораздо больше впечатлила мягкость, с которой автомобиль стал преодолевать выбоины и ухабы, — зимой из-за наледи их на российских дорогах хватает с избытком. После перехода с летней резины, которая из-за необходимости работать и в жару имеет гораздо более мягкий состав, почти не ощущается уменьшение упругости подвески.

Конечно, на многие дефекты дороги зимние шины реагируют жестче, однако переход оказался не таким болезненным и для подвески, и для водителя. Тем более что летом на автомобиле также стояли очень хорошие покрышки.

Если на треке мы тестировали, насколько хорошо и устойчиво шины держат траекторию, то в обычном бытовом тесте мы обратились к более простым методам проверки качества.

Во-первых, очевидно улучшилось качество торможения. Реакция на педаль почти мгновенная, и, главное, весь процесс замедления полностью подконтролен. Одна из частых причин аварий зимой — когда водитель на торможении «в пол» с высокой скорости начинает крутить руль, пытаясь уйти от столкновения. В этот момент даже при наличии ABS машину разбалтывает, что порой приводит к ухудшению ситуации.

Так вот, как мы ни пытались спровоцировать потерю контроля, это удавалась с большим трудом из-за отличного зацепа. В худшем случае дело заканчивалось корректировочными микровыпадами руля при уводе машины в сторону на торможении.

Еще одна типичная ситуация — проезд обледенелой колеи. Очень устойчиво поведение машины во время перестроений на замерзших полосах кольцевой автодороги — ни проскальзываний, ни дерганий, которые порой могут напугать своей неожиданностью.

Со снежной целиной покрышки справляются и вовсе не хуже иных кроссоверов. Опять же «армия» шипов гребет так, что дорывается до точки опоры, выпрыгивая из снежного плена если и не с первого раза, то со второй-третьей раскачки точно. Имея на подстраховке вторую машину, мы специально заехали в такие места, куда на обычном седане водитель, скорее всего, не сунется. По сути дела, при проезде сложного зимнего рельефа главное даже не застрять колесами, а просто не лечь на брюхо.

Наиболее показательно продемонстрировать работу шипованных покрышек Michelin удалось на классических зимних деревенских проселках. Пытаясь бросить машину в занос для получения эффектных кадров, мы столкнулись с проблемой, что сделать это не так-то просто. Боковой «держак» у Michelin X-Ice North 4 оказался на отличном уровне.

Наверное, единственный проблема — это чистый лед, причем изогнутого рельефа. Проще говоря, дворовая наледь в ямах и накатанных лунках, из которых крайне тяжело выбраться с места. Тут, конечно, законы физики обмануть тяжело даже рекордным количеством шипов — выручит разве что полный привод. Однако если хотя бы одно колесо моноприводной машины хоть за что-то цепляется, остается только немного раскачать авто, чтобы выпрыгнуть вторым. Фрикционки тут в принципе беспомощны, а вот шипованные «Мишлены» старались из последних сил.

Спустя пять тысяч километров пробега шины не потеряли ни единого шипа. И это при каждодневной эксплуатации и езде как по сухому городскому асфальту, так и по деревенским проселкам. Для топовых покрышек это ожидаемый результат. Однако впереди межсезонье и еще около пяти тысяч километров преимущественно по холодному асфальту. Так что продолжаем наблюдать.

Каков итог?

Конечно, нельзя сказать, что использование рекордного количества шипов и прочих инноваций сделало шины Michelin X-Ice North 4 недостижимыми для конкурентов, но то, что на данный момент это один из лидеров в своей сегменте, — это факт. Если на полигонном тесте главным фактором стала предельная устойчивость автомобиля на скорости, то в реальной эксплуатации на первое место вышло сочетание комфорта и летней мягкости с незаурядной цепляемостью покрышек за любую поверхность. Однозначная рекомендация к покупке.

Читать еще:  Как поменять помпу на калине видео

Стоимость протестированного комплекта (4 шт.) Michelin X-Ice North 4 185/65 R15 — 18 632 рубля

Тест зимних шин MICHELIN X-Ice North 4

Прошлогодняя зимняя новинка от «Мишлен» – премиальная шина для экстремально холодного климата Michelin X-Ice North 4 – остается фаворитом и в этом сезоне.

Каким образом французам удалось создать продукт, на шаг опережающий по характеристикам конкурентов? Неужели дело лишь в беспрецедентном количестве шипов? Невероятные 250 штук даже у покрышек с небольшим посадочным диаметром R16 и шириной в 205 мм! А дальше — больше.

Попробуем разобраться, за счет каких ухищрений четвертое поколение покрышек X-Ice North в независимых тестах оказалось впереди по таким критериям, как безопасность, управляемость на зимней дороге и уровень шума.

Лазейка для Мишлен

Чем больше шипов, тем эффективнее шина тормозит, держит траекторию, управляется на льду и укатанном снегу. Но существуют запреты, не позволяющие шинникам злоупотреблять ошиповкой. В Германии или Польше, например, шипованная резина и вовсе вне закона. А для стран, где шипы разрешены, европейцы придумали норматив — сертификацию проходят лишь шины, один погонный метр протектора которых ощетинился не более чем 50 шипами. Так в Европе пытаются обуздать возникновение мелкодисперсной пыли, образующейся в момент воздействия шипов на асфальт. Ведь именно эту пыль — взвешенные частицы PM₁₀ и PM₂ˏ₅ — считают не только причиной загрязнения воздуха, но и одним из виновников респираторных и легочных заболеваний.

Michelin X-Ice North 4 прошла специальный тест на износ дорожного покрытия в единственной на весь мир сертифицированной финской лаборатории Test World, доказав, что вредит атмосфере (и самому покрытию) не более разрешенного регламентом.

При этом шумность X-Ice North 4 благодаря математическому алгоритму размещения шипов удалось даже снизить. С помощью специально разработанной программы шинники выбрали не только наиболее «бесшумную», но и наиболее эффективную для оптимального сцепления с дорогой схему посадки шипов, когда в пятне контакта их всегда находится максимум.

Шипы родом из WRC

Чтобы вписаться в заданные нормативы и снизить износ дорожного полотна, состав резины сделали мягким: теперь даже при снижении температуры до экстремально низких значений, резина сохраняет эластичность. Кроме того, улучшены и показатели сопротивления качению.

При активной работе такой шип цепляется за покрытие не только сердечником, но и кромкой своего заметно похудевшего на спортивной диете тела.

Вот вам и объяснение, почему на тестах по торможению на льду X-Ice North 4 опережает ближайших конкурентов иной раз на целый кузов.

История, собственно, не только о насквозь скучном торможении и безопасности. Новая шина чрезвычайно интересна в разгоне по прямой и при хорошо обдуманных маневрах, она — источник удовольствия и настоящего зимнего драйва.

Дело, однако, не только в шипах. На новой шине нам представлен абсолютно новый универсальный протектор, рассчитанный на эффективную работу не только на льду или снегу, но на сухом и мокром асфальте. Для широких размеров шины X-Ice North 4 SUV предусмотрели дополнительные блоки в каждом секторе, которые образуют шестиреберное строение рисунка протектора. Это решение позволяет равномерно распределить нагрузку в пятне контакта, благодаря чему шина более плотно прижата к поверхности и обеспечивает тем самым большую эффективность в сцепных свойствах на любом типе зимнего покрытия.

В итоге здесь образуется шестиреберное строение рисунка протектора, благодаря чему шина плотно прижата к поверхности, а сцепные свойства обеспечиваются на любом покрытии.

Лично считать количество шипов в новой шине лучше всего в магазине официального дилера «Мишлен». Сбиться со счета будет не сложно, зато здесь специалисты быстро определят рекомендованный для вашей модели типоразмер покрышки. К тому же, на многих официальных торговых площадках нынче предлагают приятный бонус — бесплатный шиномонтаж. Так, знаете ли, спокойнее.

MICHELIN и ледяные рекорды

Участники фестиваля «Дни скорости на льду Байкала» в этом сезоне пополнили Книгу рекордов России сразу несколькими достижениями, причем в разных классах автомобилей. А помогли им в этом технологии, разработанные специалистами компании Мишлен.

Зимние соревнования на скорость по льду самого глубокого озера на планете придумал российский автомобильный журналист и автогонщик Андрей Леонтьев, установивший за рулем Porsche Panamera Turbo S абсолютный мировой рекорд скорости на скользком покрытии для автомобилей в заводской комплектации и без специальной подготовки — 295 км/ч. Организатором заездов является Группа LAV, а проводятся они по регламенту, установленному Международной автомобильной федерацией (FIA). На ледяной трассе размечается контрольный участок пути длиной 1 км, на котором участники соревнований должны показать максимально возможную скорость, причем в двух дисциплинах. В одном случае стартуя с места, а в другом — предварительно разогнавшись. Судьи, имеющие лицензию FIA и специальное омологированное оборудование, определяют среднюю скорость на километровом отрезке и готовят документально-фактологическую базу для Книги рекордов России.

Скоростной фестиваль на Байкале проводится в естественных условиях, без выравнивания покрытия и намораживания льда. Организаторы лишь расчищают снежные переметы, удаляют торосы и заливают водой глубокие трещины. Коэффициент сцепления в таких условиях в 150 раз ниже, чем на асфальте, и, чтобы разогнаться перед зачетным участком, а потом еще и остановиться, участникам требуется огромная дистанция. Риск возникновения боковых скольжений здесь тоже велик. Именно по этим причинам байкальская трасса вытягивается в длину более чем на десять километров и имеет специальную 300-метровую полосу безопасности.

Первым достижением 2019 года стал «ледяной» рекорд скорости на серийном внедорожнике Jeep Grand Cherokee SRT 8 Track Hawk, претендующем на звание самого мощного и динамичного транспортного средства в сегменте SUV. При старте с места на километровом ледяном участке пути пилот Андрей Леонтьев развил на нем скорость 100 км/ч, а с хода разогнался до 257 км/ч. Максимальная скорость во время заезда, попавшая в Книгу рекордов России, оказалась равной 280 км/ч.

В этом году впервые в мировой практике на Байкале был установлен рекорд скорости в классе электромобилей. Электрический кроссовер Jaguar I-Pace продемонстрировал эталонную разгонную динамику на льду, формально обойдя по цифрам многие суперкары с двигателями внутреннего сгорания, и под управлением пилота Максима Леонова развил скорость 202 км/ч.

Формула на льду? Такое в этом году тоже было! Пилот Степан Ануфриев попал в Книгу рекордов России, разогнав гоночный заднеприводный автомобиль Эстония-21 (класс — Формула-1600) до 166 км/ч. Средняя скорость Формулы на контрольном участке при старте с места составила 80 км/ч, а при старте с хода — свыше 120 км/ч.

Автомобили разных классов, с разными силовыми установками и типами привода на байкальском льду объединяло одно — серийные шипованные шины MICHELIN. Решение поставить именно на этого производителя было принято после прошлогодних сравнительных тестов, проведенных независимой финской компанией Test World. Шины MICHELIN X-Ice North 4, предназначенные для обычных легковых автомобилей, и MICHELIN X-Ice North 4 SUV, ориентированные на внедорожники и кроссоверы, опередили тогда своих рыночных конкурентов почти во всех дисциплинах. Они лучше тормозили, обеспечивали автомобилю более адекватную управляемость и позволяли эффективнее разгоняться. А в ходе эксплуатационных испытаний показали самую высокую потребительскую «живучесть»: повторные тесты на торможение, проведенные после ресурсного пробега продолжительностью 10 000 км, выявили еще больший отрыв от продукции других производителей, подтвердив высокую стабильность параметров. В чем секрет?

Во-первых, новое поколение шин MICHELIN семейства X-Ice North является рекордсменом по количеству шипов. На каждой из шин, в зависимости от размерности, их может быть от 250 до 300 штук (в среднем это на 30 процентов больше, чем у конкурентов), однако рекордный «зацеп» на льду обеспечивается не только этим.

Изменилась конструкция самого шипа, а именно — форма верхнего фланца, благодаря чему шип стал лучше держаться на своем месте. Твердосплавная вставка — та, которая вгрызается в лед, — теперь имеет специальный обод, отвечающий за «контактную геометрию». Как бы ни дышал протектор под нагрузкой, как бы ни играло посадочное место, такой шип работает строго радиально, не перекашивается и за лед всегда цепляется твердосплавной вставкой, обеспечивая максимально возможный «зацеп».

Эту технологию компания Мишлен разработала для шин спортивных автомобилей класса WRC, участвующих в чемпионате мира по ралли, и, обкатав ее в спорте, решила использовать на «гражданской» продукции — шинах MICHELIN X-Ice North 4 и MICHELIN X-Ice North 4 SUV. А еще новое поколение покрышек линейки X-Ice North получило измененный рисунок протектора, расположение шипов в котором просчитывалось с помощью математической модели. Специальная программа проанализировала 1400 потенциальных позиций и предложила оптимальный вариант установки шипа на каждом сегменте протектора — с акцентом на улучшение тормозных свойств на льду и снижение шума.

Также рисунок протектора дополнили ламелью с п-образными зубцами, форма которой позаимствована у шин MICHELIN линейки Pilot Alpin. Благодаря ей блоки протектора увеличили боковую жесткость и стали собраннее реагировать при выполнении резких маневров — это заметно улучшило управляемость на скользких покрытиях. Шины с шириной профиля более 255 мм получили дополнительные ребра в протекторе и стали равномернее распределять нагрузку в пятне контакта, обеспечивая более высокие сцепные свойства на любом типе зимнего покрытия.

Читать еще:  Как соединить две кпп ваз

Впиваемся в лёд гипершиповками Michelin X-Ice North 4

Michelin X-Ice North 4 из первых партий дешевле шин Continental и Nokian ― чуть меньше шести тысяч рублей за покрышку размерности 205/55 R16 против 6500–8000 рублей у конкурентов.

Ловите машину в колеях, появляющихся каждую весну на скоростных дорогах? Постоянно оттираете грязь с кузова? Основная причина этих бед, как показывают скандинавские исследования, ― шипованные шины. Они прогрызают дорожное полотно, в результате чего появляются те самые ультрадисперсные частицы PM10 с диаметром 10 микрон и менее. Ради борьбы с этой пылью шипованные покрышки запрещены в большинстве европейских стран и даже в Японии, сравнимой с Россией по климату. Но Michelin в ус не дует: их новый X-Ice North 4 — это без малого 290 шипов в 19-дюймовом колесе!

Центральное ребро повышает стабильность на асфальте, где North 4 должен быть не хуже, чем North 3. Упрочнённый каркас Ironflex взят у шины Michelin XM2. Глубина рисунка протектора ― 8,4 мм, узор миллиметровой глубины вокруг шипов чисто декоративен.

Это рекорд ― у ближайшего конкурента на треть меньше шипов. На питерской презентации для сравнения с новым Мишленом представлены лидеры независимых тестов ― Nokian Hakkapeliitta 9 и Continental IceContact 2. Разница в продольной динамике заметна даже без приборов. Тормозной путь на льду с 60 км/ч близок для шин Nokian и Conti, а с гипершипованным Мишленом выбранный в качестве агрегатоносителя универсал Audi A6 allroad останавливается примерно на корпус раньше.

Инструментальные замеры сложно назвать точными из-за переменчивого покрытия, но Racelogic VBox показывает выигрыш Мишлена около полуметра в тормозном пути на льду с 20 до пяти километров в час. При сравнении комплектов, изношенных пробегом 10 000 км, превосходство шин X-Ice North 4 ещё больше — до метра при том же замедлении 20–5 км/ч.

В покрышке самого ходового размера 205/55 R16 ― 250 шипов, расположенных в 22 продольных и 22 поперечных ряда. Потенциальных мест для шипования ― около 1400, но в итоге выбрали самую «тихую» конфигурацию. Рисунок протектора шин шире 255 мм чуть иной.

На извилистой ледовой трассе Nokian и особенно Continental срываются в скольжение спокойнее и прогнозируемее, чем X-Ice North 4. Но Michelin делает это ощутимо позже, а более высокие сцепные свойства в продольном направлении повышают эффект от работы системы стабилизации: хр-р-рум, и ты снова на курсе. А самое удивительное ― X-Ice North 4 тише всех на асфальте, где Hakka донимает низкочастотным гулом, а IceContact ― цоканьем вклеенных шипов сложной формы. И «ноль» на руле у Мишлена самый внятный. За счёт чего?

Зауженная форма торца корпуса шипа позаимствована из автоспорта: при наклоне твердосплавный сердечник не выдёргивается изо льда. Взаиморасположение шипов аж на двадцати двух дорожках оптимизировано так, чтобы избежать резонансных акустических явлений.

Шипы ― обычной круглой формы, вставлены с регламентируемым нормативами вылетом 1,2 мм плюс 0,3 мм. Ради равномерного износа корпус шипа теперь не алюминиевый, а стальной (говорят, его коррозия нормальной работе не помешает). А общее увеличение массы шипов на 200 граммов компенсировано примерно таким же снижением веса самой шины. В итоге она оказывается не тяжелее Норда третьего поколения — 9,6 кг для размера 205/55 R16. Правда, в фиксации шипов прогресса нет. Они просто вставляются в резину, а, судя по отзывам на Драйве2, именно потеря «когтей» была основной претензией к прошлому Норду.

Ради укатанного снега расширены блоки протектора с большим количеством ламелей. Прорезям придана П-образная форма, позволяющая блокировать их раньше и активнее. Увы, на тестах такое покрытие не представлено. Протекторная смесь работает до минус 65 градусов.

Решающим для сцепных свойств на льду является количество шипов в оптимизированном, более длинном пятне контакта: их тут теперь помещается аж 24 против прежних восьми-девяти! Однако по собственным же мишленовским данным на лёд в России приходится максимум пять процентов зимнего пробега. Получается, большую часть времени шипы грызут асфальт, изнашивая его особенно сильно, когда он покрыт жидкими реагентами, ― об этом трубит каждое зарубежное исследование.

Количество шипов в конечном счёте вроде как вступает в противоречие с нормативами. Например, согласно правилам российской сертификации количество шипов не должно превышать 60 штук на погонный метр протектора. В Европе с 2013 года допускается лишь 50. Если следовать букве техтребований, то у самой большой на данный момент шины X-Ice North 4 размером 265/40 R19 должно быть не более 109 шипов. А их там 287!

Все шины X-Ice North 4 выпускаются в исполнении XL (Extra Load, усиленный каркас). Размеры с 15 по 17 дюймов делают в Подмосковье (в том числе и на экспорт), а 18-19 дюймов ― в Польше и Венгрии. Чуть позже появятся 20-дюймовые варианты и версия SUV.

Чтобы провести на рынок шину с сильным превышением норм Michelin использует законную лазейку. Шипов может быть сколько угодно, если покрышки прошли специальный тест на износ полотна дороги, называемый «over-run», разработанный и проводимый единственной в мире сертифицированной финской лабораторией Test World. Испытываться должны все из 35 доступных к наступающей зиме типоразмеров посадочным диаметром от 15 до 19 дюймов. Michelin X-Ice North 4 успешно прошёл этот тест: чтобы снизить износ полотна, помимо прочего, в новых шинах отказались от термореактивной смеси, уплотнявшей подушку шипа при низких температурах.

Ледовая трасса на автодроме Санкт-Петербург понравилась, хотя для полноты картины хотелось поездить и по снегу, и по мокрому асфальту ― а очищенным до сухого асфальта оказался лишь небольшой двухсотметровый прямик. Но тормозить там не было возможности.

Впрочем, что за рубежом растёт скептицизм в отношении «овер-рана» — слишком специфичны условия испытаний. Для замера износа используется не асфальт, а особый гранит (см. врезку внизу). Исследования проводят при плюсовой температуре, а не зимой. И главное ― скорость проезда автомобиля всего 100 км/ч. Часто ли мы с вами так ездим по пустым МКАДу с КАДом?

На зимние модели приходится 55% продаж российского шинного рынка. Доля шипованных версий, по данным Мишлена, составляет 77% и растёт.

Норвегия, например, недавно отказалась допускать на дороги шины, сертифицированные по «овер-рану». Полсотни шипов на метр ― и баста, или как там это будет по-норвежски. Однако для России, Швеции и Финляндии с потребительской точки зрения X-Ice North 4 претендует на звание фаворита нового зимнего сезона. Краткое знакомство показало, что он уж точно на голову лучше блеклого Мишлена третьего поколения ― кстати, ошипованного по старинке, в соответствии с нормой числа шипов на метр. Теперь ждём от конкурентов три сотни шипов. Кто первый?

Грызть гранит Куру

Размер одной 300-граммовой плитки для сертификационного теста из гранита Куру — 90x75x20 мм. Её взвешивают перед и после испытаний, предварительно высушив по особой стандартизованной методике.

Финский испытательный центр Test World ещё с 1980-х годов разрабатывал методику измерения износа покрытия шипованными шинами. Основная идея в том, что шину (точнее, автомобиль) прокатывают определённое число раз по образцу материала, масса которого точно измеряется в начале и конце цикла. Насколько легче стал образец ― настолько износилась поверхность. Эксперименты с разными видами покрытий вынудили остановиться на граните из финского месторождения Куру. Было заявлено, что у плашки этой породы наиболее стабильные свойства по всей площади и глубине.

В пакете, по которому проезжает автомобиль, 15 плиток.

«Over-run» предусматривает 200 проездов по образцам на автомобиле, обутом в новые необкатанные шины, со скоростью 100 км/ч ― получается 400 воздействий покрышки на гранит. Гранитные кубики предварительно опилены для появления канавок и поливаются (износ влажного покрытия в полтора–три раза больше сухого). Поначалу после введения теста злые языки намекали на свойские отношения испытателей с финской же фирмой Nokian, чьи покрышки первыми сполна использовали преимущества нового метода сертификации. Но пример Мишлена говорит, что это, скорее всего, домыслы.

За кадром

Размах мишленовской шинной презентации, прошедшей в марте, как минимум не уступал многим автомобильным ― десятки журналистов и блогеров, отличная организация и логистика. Правда, многие из гостей оказались не очень в теме. В «Сапсане» я подслушал примерно такой разговор двух молодых людей: «Слушай, а как шины-то испытывать? Я первый раз». «Да ничего сложного, берёшь и носишься. В прошлый раз даже на Porsche погонять дали». К счастью, не подкачала погода: несмотря на начало календарной весны, устойчивые минус 10–15 градусов позволили не только поездить по полноценному льду, но и походить прямо по Фонтанке и Мойке.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector